Жертвы похищений пришельцами

Неопознанные летающие объекты (НЛО) в свете православной веры

«Дух ясно говорит, что в послед­ние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским» (1 Тим.4,1).

Десятилетия после второй мировой войны стали свидетелями поразительного распространения на Западе влияния восточных ре­лигиозных культов; вместе с тем возникло и стало распространять­ся другое явление, с первого взгляда почти ничего общего с рели­гией не имеющее, но при более внимательном рассмотрении ока­завшееся таким же признаком «постхристианской» эры и «нового религиозного сознания», как и восточные культы. Речь идет о «не­опознанных летающих объектах», которые предположительно на­блюдались во всех частях света с тех пор, как в 1947 г. была опознана первая «летающая тарелка».

Человеческое легковерие и суеверие, которые в наши дни рас­пространены не меньше, чем в любую другую эпоху человеческой истории, привели к тому, что это явление связали с феноменами, выходящими за пределы культуры. Однако само по себе оно оказа­лось настолько серьезным и важным, что к нему проявили интерес и достаточно влиятельные и ответственные люди; были организова­ны правительственные исследования и появилось несколько книг признанных ученых. Правда, исследования эти не дали определен­ного ответа на вопрос, существуют ли эти объекты как физическая реальность. А новейшие гипотезы, выдвинутые некоторыми иссле­дователями, которые, как кажется, приближаются к удовлетвори­тельному объяснению этих феноменов, уводят на «край реальнос­ти» (таково название одной из новых научных книг по этому вопро­су), к границам реальности духовной и психической, для исследова­ния которой у ученых нет никаких возможностей. И только то богатство знания, которым располагает Православная Церковь в трудах ее святых отцов, дает возможность единственно правильно оценить и новые гипотезы, и само явление НЛО в целом.

Однако православного наблюдателя интересует не сам по себе этот феномен, а то, что духовно с ним связано: как обычные люди объясняют НЛО и почему? Среди первых попыток именно такого подхода к проблеме НЛО следует назвать серьезное иссле­дование известного швейцарского психолога К.Г.Юнга.  В своей книге 1959 г. «Летающие тарелки: современный миф о предметах, увиденных в небе» он рассматривал НЛО как явление, имеющее прежде всего психологический и религиозный смысл; и хотя сам он не пытался отождествлять летающие тарелки с «объективной реаль­ностью», ему тем не менее удалось уловить ту сферу человеческого сознания, к которой они действительно принадлежат. Современ­ные исследователи даже тогда, когда они начинают с «объективно­го», а не психологического аспекта проблемы, в дальнейшем все же приходят к необходимости привлечь «психические» гипотезы для ее объяснения.

При рассмотрении явления НЛО для нас важно прежде всего осмыслить историю вопроса, причем в тех терминах, в которых обычно толковали явление «летающих тарелок» с момента их пер­вого появления в 40-х гг. все те, кто верил в их существование. Что именно готовы были люди увидеть в небе? Ответ на этот во­прос дает краткий обзор популярного жанра, именуемого «научной фантастикой».

Дух научной фантастики

Историки научной фантастики обычно относят зарождение это­го литературного жанра к началу XIX в. Одни предпочитают ви­деть ее истоки в коротких рассказах Эдгара Аллана По, соединя­ющих убедительный реализм стиля с субъективистской философией, в которой неизменно звучит нечто «таинственное» и оккультное. Другие считают автором первого научно-фантастического произве­дения его английскую современницу Мэри Уоллстон Крафт Шелли (жену знаменитого поэта); ее «Франкенштейн, или Современный Прометей» представляет собой сочетание фантастической науки с оккультизмом, ставшее впоследствии характерным для множества научно-фантастических книг.

Однако типичные научно-фантастические книги появились поз­же, в конце XIX и начале XX в., с Жюля Верна и Г.Дж.Уэллса, и продолжают появляться до наших дней. Из второсортного по пре­имуществу литературного жанра американских периодических «ма­кулатурных» выпусков 30-40-х гг. научная фантастика преврати­лась за последние десятилетия в респектабельную интернациональ­ную литературу. Кроме того, множество чрезвычайно популярных фильмов лишний раз продемонстрировало, насколько дух научной фантастики завоевал воображение потребителя массовой культу­ры. Дешевые и сенсационные «научно-фантастические» боевики 50-х гг. в последнее десятилетие уступили место модным «идейным» фильмам, таким как «2001: Космическая Одиссея», «Звездные войны», «Близкие контакты третьего рода», не говоря уже о самой популярной и долговечной серии американского телевидения «Звездный трек». Дух научной фантастики порождается некоей фундаменталь­ной философией или идеологией, которая чаше подразумевается, чем объясняется, и которую разделяют так или иначе все, кто ра­ботает в научно-фантастическом жанре. Ниже мы излагаем эту фи­лософию в ее основных пунктах.

  1. Религия в традиционном ее понимании отсутствует или при­сутствует в крайне поверхностной или искусственной форме. Сам по себе этот литературный жанр – типичный продукт «постхристианской» эры (это очевидно уже из рассказов По и Шелли. Вселен­ная в научной фантастике – всецело мирская, хотя нередко с «мис­тическими» обертонами оккультного и восточного характера. «Бог» если и упоминается, то лишь как неопределенная и неличностная сила (например, «Сила» в фильме «Звездные войны» – космическая энергия, которой присуши как злые, так и благие свойства). Все увеличивающаяся зачарованность современного человека темами научной фантастики есть прямое отражение утраты традиционных религиозных ценностей.
  2. Центром научно-фантастической вселенной (взамен отсутст­вующего Бога) является  человек  -не обычный человек, какой существует сейчас, а такой, каким он «станет» в будущем в соответ­ствии с современной мифологией эволюции. И хотя в героях науч­но-фантастических повестей и романов, как правило, можно узнать живых людей, главный интерес повествования часто связан не с ними, а с их встречами с разнообразными «суперменами» из «высо­коразвитых» рас будущего (а иногда – прошлого) или прибывшими из других галактик. Идея о возможности «высокоразвитой» разум­ной жизни на других планетах настолько укоренилась в современ­ном сознании, что даже в респектабельных научных (или популяр­ных) теориях она принята как вполне доказательная. И вот в попу­лярных сериях книг (например, Эриха фон Деникена «Колесницы богов» и «Боги из космоса») присутствие в древней истории «вне­земных» существ, или «богов», представляется уже очевидным, при­чем эти «боги» становятся ответственными также за внезапное по­явление разумного человека, что уже трудно объяснимо с позиций обычной теории эволюции. Серьезные ученые в Советском Союзе предполагают, что причиной разрушения Содома и Гоморры был ядерный взрыв, что «пришельцы из космоса» посетили землю много веков тому назад, что Иисус Христос, возможно, был «космонав­том» и что сегодня «мы, возможно, на пороге «второго пришествия» разумных существ из космоса». И столь же серьезные ученые на Западе считают существование внеземных «разумных существ» на столько вероятным, что вот уже 18 лет они пытаются установить контакт с ними с помощью радиотелескопов. В настоящее время астрономы мира не менее чем в шести местах ведут поиск разум­ных радиосигналов из космоса. Современные протестантские и ка­толические «богословы» – для которых стало привычным идти за наукой, куда бы она ни вела, – в свою очередь разглагольствуют о новой сфере теологии – «экзотеологии» (или «теологии внеземного пространства»), которая в основном пытается представить себе, ка­кую природу могут иметь существа «внеземных» рас. Трудно отри­цать, что миф, созданный научной фантастикой, совершенно окол­довал даже многих образованных людей наших дней.

Ожидаемая в будущем «эволюция» существ в научно-фантасти­ческой литературе неизменно представляется как «перерастание» ограничений, связанных с реальной человеческой природой, и, в частности, как перерастание «личностных» ограничений. Как и «Бор> научной фантастики, «человек» ее тоже до странности безличен. В книге Артура К.Кларка «Конец детства» представители новой чело­веческой расы похожи на детей, но с лицами, лишенными призна­ков индивидуальности; их почти неодолимо влечет к еще более высоким «эволюционным» трансформациям, и на этом пути в ко­нечном счете они должны быть поглощены безличным «Сверхразу­мом». В целом научно-фантастическая литература вопреки христи­анству и в полном соответствии с некоторыми течениями восточ­ной мысли представляет «эволюционное развитие» и «духовность» как все возрастающее обезличивание.

  1. Мир и человечество будущего представляются научными фан­тастами как своего рода «проекции» современных научных откры­тий; но на самом деле эти «проекции» удивительно соответствуют повседневной реальности оккультизма и вековому опыту демонослужения. Среди характерных особенностей «высокоразвитых» су­ществ будущего мы находим телепатическую связь, способность ле­тать, материализоваться и дематериализоваться, трансформировать предметы или создавать иллюзорные сцены и существа силой «чис­той мысли», передвигаться со скоростями, намного превышающими возможности современной техники; завладевать телами землян; они излагают «духовную» философию, которая «превыше всех религий» и которая сулит достижение такого состояния, когда «развитые умы» уже более не будут зависеть от материи. Все это стандартные при­емы и посулы колдунов и демонов. В одной из новейших книг по истории научной фантастики отмечается, что «стабильным аспек­том в научной фантастике является жажда переступить порог нор­мального опыта… путем изображения персонажей и событий, кото­рые преодолевают известные нам пространственно-временные ус­ловия». Сценарии «Звездного трека» и других научно-фантастических историй с их «научными» аппаратами будущего местами напо­минают фрагменты из житий древних православных святых, где описываются действия колдунов в те времена, когда колдовство составляло существенную часть языческой жизни. Вообще говоря, научная фантастика вовсе не так уж и научна и не так уж связана с каким-либо реальным прогнозом будущего, скорее, это отступле­ние к «мистическим» истокам современной науки – к науке в том виде, в каком она существовала до Просвещения XVII-XVIII вв. Та наука была ближе к оккультизму, чем к науке в современном пони­мании этого слова. В той же самой книге по истории научной фантастики отмечается, что «корни ее, как и корни самой науки, находятся в области магии и мифологии». Сегодняшние исследова­ния и эксперименты в области так называемой «парапсихологии» указывают к тому же на будущую связь «науки» с оккультизмом -тенденция, находящаяся в полной гармонии с научно-фантастичес­кой литературой.

Научная фантастика в Советском Союзе (где она так же попу­лярна, как и на Западе, хотя развивалась несколько иначе) разра­батывает те же самые темы, что и западная. В общем, «метафизи­ческая» тематика в советской научной фантастике складывается под влиянием западных авторов или под непосредственным влиянием индуизма, как это было в случае с писателем Иваном Ефремовым. Читатель научно-фантастической литературы, говоря словами одного критика, «остается с весьма неустойчивой способностью критичес­ки оценивать различия между наукой и магией, между ученым и колдуном, между будущей реальностью и фантазией». Научная фан­тастика на Западе и на Востоке, как утверждает тот же автор, подобно всем другим явлениям современной культуры, «всецело подтверждает тот факт, что наивысшей ступенью гуманизма является оккультизм».

  1. По самой природе своей, как жанр «футурологический», на­учная фантастика тяготеет к утопии. И некоторые романы и рас­сказы действительно изображают будущее совершенное общество, однако большинство повествует об «эволюции» общества сегодняш­него в нечто более высокое или о встрече с более передовой циви­лизацией на другой планете. При этом осуществляется надежда или возможность преодоления проблем сегодняшнего дня и, больше того, ограниченности человеческой природы. У Ефремова и дру­гих авторов советской научной фантастики коммунизм сам по себе становится «космическим» и «начинает приобретать нематериалис­тические качества», а «постиндустриальное общество оказывается индуистского типа». «Высокоразвитые существа» из внеземного про­странства часто наделяются качествами, присущими Спасителю, а посадка космического корабля на Землю часто возвещает начало «апокалипсических» событий, т.е. прибытие благосклонных существ, которые будут направлять людей в их «эволюционном развитии».

Одним словом, научно-фантастическая литература XX в. сама по себе является очевидным знамением утраты христианского по­нимания мира; она становится мощным рассадником нехристиан­ской философии жизни и истории, в которой либо откровенно, либо скрытно обнаруживается оккультное и восточное влияние; и в критическую эпоху кризисов, в переходный период человеческой цивилизации она становится ведущей силой, заставляющей ждать «пришельцев из космоса» и надеяться, что они разрешат проблемы человечества и введут человека в новую, «космическую» эру его истории. Стараясь казаться научной и далекой от религиозности, на деле научно-фантастическая литература является ведущим сред­ством пропаганды (в секуляризованной форме) «нового религиоз­ного сознания», к которому стремится сбежавшее от христианства человечество.

Все это необходимо иметь в виду, приступая к обсуждению действительных сообщений о появлении «неопознанных летающих объектов», которые странно совпадают с псевдорелигиозными упо­ваниями, возрастающими в «постхристианском» человеке.

Наблюдения НЛО и их научное исследование

Хотя фантастика некоторым образом подготовила людей к по­явлению НЛО, мы, разумеется, не можем в своих оценках их «объ­ективной» реальности опираться на литературу или на человечес­кие ожидания и фантазии. Прежде чем мы сможем понять, что собой представляют НЛО, мы должны разобраться в природе и оценить достоверность самих наблюдений, которые были продела­ны над ними. Существует ли реально в небесах нечто «нездешнее», или этот феномен нужно отнести однозначно к ошибкам воспри­ятия, обусловленным в том числе и желанием осуществления пси­хологических и псевдорелигиозных чаяний.

Заслуживающее доверия описание феномена НЛО дано д-ром Жаком Балле, французским ученым, ныне живущим в Калифор­нии, который имеет высокие научные степени в области астрофи­зики и вычислительной техники и уже много лет занимается науч­ным анализом сообщений об НЛО. Его свидетельство представляет для нас особую ценность потому, что он принимал непосредствен­ное участие в расследовании появления НЛО за пределами Соеди­ненных Штатов, особенно во Франции, и, следовательно, может дать безпристрастную картину их международного распростране­ния.

Д-р Балле считает, что, хотя необычные летающие объекты наблюдались время от времени и в прошлые века, их «современная история» как массового явления начинается в годы второй мировой войны и сразу же после нее. Интерес к этому феномену в США начался с появлением НЛО в 1947 г., но в Европе появление летающих предметов наблюдалось уже много раз до этого. Во вре­мя второй мировой войны многие пилоты докладывали о странных огоньках, которые казались управляемыми разумными существами, а в 1946 г., особенно в июле, в Швеции и других странах Север­ной Европы наблюдалась целая серия подобных явлений. Явления в этой скандинавской волне интерпретировались вначале как «ме­теориты», а затем как «ракеты» (или «ракеты-призраки») или «бомбы» и, наконец, как некие «летательные аппараты нового типа», способ­ные совершать экстраординарные маневры в небе, но не оставля­ющие ни малейшего следа на земле, даже тогда, когда они, каза­лось бы, совершали посадку. Сообщения об этой волне явлений наводнили европейскую прессу, и вся Швеция только об этом и говорила. Сообщалось о нескольких тысячах подобных явлений, но ни разу не выдвигалась гипотеза о «внеземном» или «межпланетном» происхождении этих объектов. Д-р Балле считает, что волна была вызвана реально существующими, но неопознанными объектами, а не просто распространением «слухов об НЛО» или ожиданием «при­шельцев из космоса». В этой и последующих «тарелочных волнах» он не обнаружил какого-либо совпадения между широким интере­сом к научной фантастике и пиками активности НЛО; например, во время паники 1938 г., вызванной в Америке радиоинсцениров­кой Орсона Уэллса романа Г.Дж.Уэллса «Война миров», не было никакой «тарелочной волны». Он приходит к заключению, что «рож­дение, рост и распространение волн НЛО есть объективная реаль­ность, независимая от сознательного или безсознательного влияния свидетелей и их реакции на этот феномен».

Первое отмеченное в прессе наблюдение НЛО в США имело место в июне 1947 г., когда летевший на собственном самолете коммивояжер Кеннет Арнольд увидел девять дискообразных пред­метов, напоминающих тарелки и летающих близ горы Рэйнер в штате Вашингтон. Газеты подхватили эту историю, и эра «летающих тарелок» началась. Интересно, однако, отметить, что, вообще гово­ря, это было не первое наблюдение НЛО в Соединенных Штатах, за месяц до этого были и другие. К тому же в начале июня волна НЛО (свыше 50 сообщений) наблюдалась в Венгрии. Следователь­но, далеко не все случаи появления НЛО в 1947 г. можно считать реакцией, вызванной происшествием с Арнольдом. В американской волне 1947 г. было множество других явлений НЛО, особенно в июле и августе. И хотя некоторые газеты стали уже поговаривать об «инопланетянах», ученые восприняли эти явления всерьез, считая их результатом исключительного развития техники, скорее все­го американской, но, возможно, и русской.

Вторая волна, наблюдавшаяся в Америке и Франции, возникла в июле 1948 г. В Соединенных Штатах пилоты самолета ДС-3 Восточной авиалинии наблюдали ночью эффектное зрелище: торпедообразный летательный аппарат с двумя рядами «иллюминато­ров», окруженный голубым свечением и с хвостом оранжевого пла­мени, сделал маневр, чтобы избежать столкновения, и исчез. В августе того же года в Сайгоне и других районах Юго-Восточной Азии было много наблюдений «длинного рыбообразного объекта».

В 1949 г. было много сообщений о наблюдении необычных дисков и сфер в Швеции, и еще большее количество НЛО было замечено в Америке, в том числе два наблюдения были сделаны опытными людьми – астрономами. Небольшие волны НЛО, а также изолированные явления продолжались в 1950 и 1951 гг., особен­но в Соединенных Штатах, но также и в Европе.

В 1952 г. возникла первая международная волна НЛО. Множе­ство явлений наблюдалось в Соединенных Штатах, Франции и Се­верной Африке, а кульминационным моментом этой волны стали два сенсационных наблюдения – над Капитолием и Белым домом в Вашингтоне (в пространстве, находящемся под постоянным контро­лем радаров). В сентябре волна захватила Данию, Швецию, север Германии и Польши. Одновременно из Франции были получены первые сообщения о «приземлении» НЛО, а также описания «ма­леньких человечков».

В 1953 г. таких волн не было, наблюдалось лишь некоторое количество отдельных явлений. Самое замечательное из них про­изошло в г.Бисмарке, штат Северная Дакота, где четыре объекта ночью парили и маневрировали целых три часа над станцией фильт­рации воздуха; официальный доклад об этом событии занимает несколько сот страниц и содержит показания многих свидетелей, главным образом пилотов и военнослужащих.

1954 год отмечен еще одной международной волной, самой мощ­ной. Франция была буквально наводнена НЛО: десятки сообщений поступали каждый день в сентябре, октябре и ноябре. Французская волна впервые продемонстрировала всю серьезность проблемы науч­ного исследования феномена НЛО. «Феномен проявился столь интен­сивно, вызвал столь эмоциональную реакцию со стороны газет и так глубоко повлиял на общественное мнение, сформировавшееся задол­го до того, как можно было организовать серьезное исследование, что в результате ни один ученый не решился подвергнуть риску свою репутацию, открыто изучая феномен, искаженный эмоциями до край­ней степени. Французские ученые продолжали хранить молчание, а между тем волна прокатилась и затухла».

Во время французской волны часто отмечались такие характер­ные особенности, которые типичны для более поздних встреч с НЛО: «приземления НЛО» (причем детализация, присутствующая в сообщениях, доказывала их правдивость); лучи света, направлен­ные от НЛО к свидетелям; остановка моторов вблизи районов встречи; странные маленькие существа в «скафандрах»; серьезные психичес­кие и физические травмы свидетелей. С 1954 г. множество явле­ний наблюдалось каждый год в разных странах. Основные между­народные волны были в 1965, 1967 и 1972-1973 гг. Особенно много явлений с необычно сильным воздействием было отмечено в странах Южной Америки.

Из всех правительственных исследований НЛО наибольшую из­вестность получило исследование, предпринятое под руководством военно-воздушных сил США, вскоре после первых американских явлений в 1947 г. Это исследование, известное с 1951 г. под названием «Проект “Голубая книга”», длилось до 1969 г., когда оно было прекращено по рекомендации так называемого «Доклада Кон дона», составленного в 1968 г. ученым комитетом, возглавляемым одним из ведущих физиков университета штата Колорадо. Однако те, кто имел возможность близко наблюдать работу участников «Го­лубой книги» и комитета Кондона, отмечают, что ни та, ни другой не принимали феномен НЛО всерьез, а занимались главным обра­зом «общественным мнением», стремясь хоть как-то разъяснить лю­дям загадочные явления, чтобы излечить их от страха перед ними. Некоторые группы «тарелочников» заявили, что правительство Со­единенных Штатов этими исследованиями пытается прикрыть то, что оно на самом деле знает о «подлинном происхождении» НЛО; но безполезность исследования феноменов, к которым не хотели относиться всерьез, была очевидна всем. Нежелание всерьез отно­ситься к НЛО особенно укрепилось после появления некоторых причудливых рассказов об НЛО. Предмет исследований начал те­рять привлекательность в глазах ученых. Первый руководитель «Го­лубой книги» капитан Эдвард Раппелт признал, что «если бы воен­но-воздушные силы заранее задались целью напустить тумана и за­путать, они и тогда не справились бы с этим лучше… К проблеме подошли с установкой на запутывание… Все оценивалось с заранее определенной точки зрения – что НЛО не существует». Доклад Кон­дона содержит несколько классических «объяснений» НЛО; в од­ном, например, утверждается, что «это необычное явление необхо­димо отнести к категории феноменов, которые почти безспорно являются естественными, но столь редкими, что наблюдать их не приходилось ни до, ни после этого случая». Главный научный кон­сультант «Голубой книги» в течение почти всех 22 лет ее существо­вания – астроном из Северо-Западного университета Дж.Аллен Хайнек – открыто назвал все это «псевдонаучным проектом».

Но каковы бы ни были эти исследования, за 22 года проект «Голубая книга» собрал сообщения более чем о 12 000 загадочных небесных явлений, из которых 25% остались «неопознанными» да­же после всех, часто натянутых, «объяснений». Многие тысячи дру­гих случаев собраны и исследуются частными организациями в США и других странах, хотя почти все правительственные организации воздерживаются от каких-либо комментариев по этой проблеме. В Советском Союзе эта тема впервые была затронута публично (а значит, с одобрения властей) в 1967 г., когда д-р Феликс Зигель из Московского авиационного института в статье, опубликованной в журнале «Смена», отметил, что «советские радиолокационные стан­ции наблюдают неопознанные летающие объекты уже двадцать лет». В то же время состоялась советская научная конференция по кос­мическим цивилизациям под руководством армянского астронома Виктора Амбарцумяна, которая указала на необходимость предва­рительного изучения научных и технических коммуникаций с по­добными «цивилизациями», существование которых не подвергалось сомнению. В следующем году, однако, тему НЛО в Советском Союзе опять запретили, и с тех пор советские ученые могут рассказывать о своих исследованиях и гипотезах западным коллегам лишь в не­официальном порядке.

В Соединенных Штатах НЛО для военных и ученых остается чем-то «вне пределов» их сферы. Однако за последние годы среди ученых младшего поколения наметилось серьезное отношение к НЛО. Они собираются вместе, чтобы обсудить проблему и предложения по средствам научного исследования ее. Д-ра Хайнек и Балле гово­рят о «невидимом колледже» ученых, которые сейчас активно инте­ресуются феноменом НЛО; большинство из них не хотят, чтобы имена их публично назывались в связи с этой темой.

Есть, конечно, и такие ученые, которые продолжают отрицать существование феномена, объясняя его ошибочным восприятием естественных объектов, воздушных шаров, самолетов и т.п., не го­воря уже о случаях мистификаций и психологических «проекций». Один из них, Филипп Класс, находит удовольствие в «разоблаче­нии» НЛО; он исследует отдельные случаи явлений НЛО и выясня­ет, что налицо либо естественные причины, либо обман. Исследо­вания убедили его в том, что «идея чудесных космических кораб­лей, посланных на Землю далекими цивилизациями, на самом деле лишь волшебная сказка, переделанная для взрослых». Подобные упрямые исследователи, однако, как правило, ограничиваются слу­чаями, когда имеются действительные физические доказательства существования НЛО (так называемые «близкие контакты второго рода», как они именуются далее), а таких доказательств очень мало даже в самых убедительных сообщениях об НЛО, что признают самые непреклонные защитники их реальности. Но не веществен­ные доказательства убедили многих в последнее время отнестись к феномену НЛО всерьез, а тот факт, что множество заслуживающих доверия людей видели нечто, чего они не могут объяснить и что в большинстве случаев произвело на них неизгладимое впечатление. Д-р Хайнек пишет о своих исследованиях: «Каждый раз я испыты­вал чувство, что разговариваю с человеком, который описывает очень реальное событие. Ему или ей оно представлялось исключи­тельно живым переживанием, совсем не похожим на сон и совер­шенно неожиданным, – словом, это было нечто такое, что выше всякого понимания».

Это сочетание напряженного переживания контакта с НЛО (осо­бенно при «близком контакте») и почти полной невозможности до­казать его физическую реальность определяет специфический ха­рактер исследований НЛО. Главное здесь не проверка физическо­го феномена, а исследование человеческих свидетельств о нем: их правдоподобия, логичности и т.д. Уже одно это переводит иссле­дование НЛО в область психологии и лишний раз убеждает нас в том, что метод исследования, который сводится исключительно к поискам «физического доказательства», неадекватен. Однако и мысль г-на Класса, что «чудесные космические корабли» всего лишь «вол­шебная сказка для взрослых», возможно, не так уж и далека от истины. Одно дело – наблюдения НЛО, и совсем другое – интер­претация, которую люди дают своим (или чужим) наблюдениям; первое может быть вполне реальным, тогда как второе – «волшеб­ной сказкой» или мифом наших дней.

Д-р Хайнек много сделал для того, чтобы устранить некоторые из обычных недоразумений, связанных с появлением НЛО. Так, он ясно показал, что большинство явлений НЛО известно нам по рас­сказам людей, которые не причастны к культу НЛО, вполне урав­новешенны и образованны. Ненадежным людям принадлежат лишь немногие свидетельства, которые легко выявляются и исключаются из дальнейшего исследования. Как раз наиболее подробные и со­держательные сообщения получены от нормальных, обладающих чувством ответственности людей (часто имеющих научную подго­товку), которые были искренне удивлены или потрясены этим пере­живанием, и «просто не знали, как это объяснить»; чем сильнее переживание и чем ближе были НЛО, тем меньшее желание прояв­ляют свидетели что-либо сообщать об этом событии. По словам генерала ВВС, протоколы сообщений об НЛО – собрание «неверо­ятных историй, рассказанных людьми, заслуживающими доверия». Здравый смысл не позволяет сомневаться, что за многими тысячами сообщений об НЛО действительно что-то есть.

Шесть разрядов встреч с НЛО

Д-р Хайнек, исследовавший вопрос основательнее, чем любой из известных ученых, счел удобным разделить феномен НЛО на шесть категорий. Первая категория – «ночные огни» – относится к наиболее часто наблюдаемым и наименее удивительным. Большин­ство из них легко опознается как небесные тела, метеориты и т.п., и их не относят к НЛО. Настоящие загадочные «ночные огни» (ко­торые остаются в числе «неопознанных») кажутся связанными с ра­зумной деятельностью, хотя их нельзя отождествить с известными летательными аппаратами, они часто наблюдаются многими свиде­телями, среди которых – полицейские чиновники, пилоты, операто­ры воздушной обстановки в аэропортах.

Вторая категория НЛО – «дневные диски», поведение которых напоминает во многом поведение «ночных огней». Это их следует считать собственно «летающими тарелками». Практически все НЛО этой категории – диски, форма которых колеблется от округлой до сигарообразной. Часто они кажутся металлическими. Сообщается об их способности невероятно быстро останавливаться и старто­вать с высокой скоростью, а также о необычной маневренности (например, внезапные изменения направления движения или непо­движное зависание), которые превышают технические возможности всех известных в настоящее время летательных аппаратов. Сущест­вует множество документальных фотографий подобных дисков, при­званных доказать их реальность, однако все они неубедительны по причине большого расстояния до объектов и возможности фотографического трюка. Как и в случаях с «ночными огнями», в сооб­щениях об НЛО этой категории указывается, что они абсолютно безшумны. Иногда наблюдаются два или более дисков одновремен­но.

Третью категорию составляют так называемые «радарно-визуальные» сообщения, т.е. появления НЛО на экране радара, под­тверждаемые независимыми наблюдениями (сам по себе радар мо­жет стать источником разного рода ошибок наблюдения). Большин­ство подобных случаев происходит ночью, и в самых удачных слу­чаях НЛО одновременно наблюдаются с самолетов, которые иног­да специально посылаются вдогонку за НЛО, с довольно близкого расстояния; НЛО всегда маневрируют быстрее самолета, иногда преследуют его и в конце концов исчезают, развив неслыханную скорость (до 4000 и более миль в час). Иногда, как и в первой и второй категориях, объект как бы делится и превращается в два и более хорошо различимых объекта; случается и так, что совершен­но ясно видимые летчиками, находящимися в воздухе, объекты не улавливаются экранами радаров. Наблюдения этой категории, как и первых двух, могут длиться от нескольких минут до нескольких часов.

Множество случаев первых трех категорий прекрасно докумен­тированы и подтверждаются многочисленными надежными, опыт­ными и независимыми свидетелями. Любой отдельно взятый слу­чай, подчеркивает д-р Хайнек, еще как-то можно объяснить неве­роятным стечением обстоятельств, а не каким-то новым и полнос­тью неизвестным фактом. Но когда скапливается множество хоро­шо документированных свидетельств, когда все эти свидетельства описывают сходные случаи, то вероятность ложного восприятия становится чрезвычайно малой. Вот почему серьезные исследовате­ли НЛО сосредоточены теперь на собирании множества хорошо документированных случаев и сравнении надежных свидетельств. Уже начинают оформляться определенные представления о деятель­ности НЛО.

Эмоциональная реакция тех, кто стал свидетелем появления НЛО первых трех категорий, – недоумение и замешательство; они увиде­ли нечто совершенно не поддающееся объяснению, и у них остает­ся мучительное желание увидеть это «хоть чуточку поближе». И лишь в немногих случаях – речь идет главным образом о тех пило­тах, которые пытались преследовать НЛО, – при контактах возни­кало чувство, похожее на страх перед чем-то, что управляется си­лой, обладающей огромным техническим превосходством над всем, что известно на сегодняшний день. С другой стороны, в случаях, связанных с «близкими контактами», реакция человека становится более глубокой и «психическая» сторона феномена выражена силь­нее.

«Близкие контакты первого рода» (БК-1) – это наблюдения све­тящихся объектов с близкого расстояния (500 футов и менее), при этом свет часто очень ярок и вызывает люминесценцию находящей­ся под ним земли. При описании формы объекта обычно утвержда­ется, что он – овальный, иногда с куполом на вершине, а огни описывают вращающимися, обычно против часовой стрелки. Объ­екты часто зависают невысоко над землей, безшумно или (что бо­лее распространено) с негромким гудением. Иногда они двигаются над самой землей, проходя значительные расстояния, и в конце концов скрываются, уносясь совершенно беззвучно с невероятной скоростью и, как правило, вертикально вверх. Существует множе­ство отчетов подобных «близких контактов»; порой имеются под­тверждения нескольких свидетелей. Эти отчеты неизменно похожи друг на друга, так что возникает впечатление, что во всех хорошо документированных случаях наблюдался один и тот же объект (или идентичные объекты). Как правило, все эти явления происходят ночью в малонаселенных районах. Каждое явление наблюдается небольшим количеством свидетелей (в случаях, проверенных д-ром Хайнеком, среднее число свидетелей – от трех до четырех).

«Близкие контакты первого рода» обычно вызывают благоговей­ный трепет, а очень часто и ужас, но не оставляют документальных свидетельств: переживаемое настолько переполняет свидетелей, что они забывают сделать фотоснимки, даже если фотоаппарат под рукой. Вот типичное замечание свидетеля о воздействии подобно­го контакта из сообщения об НЛО 1955 г.: «Могу вас уверить, что, если кому случится наблюдать такую штуку и с такого близкого расстояния хотя бы одну минуту, это останется в памяти до самой смерти». Эти переживания настолько необычны, что очень часто свидетели сами не могут поверить тому, что они передают, – вот почему многие свидетели сообщают об этом только конфиденци­ально, через много лет, или хранят молчание. Событие слишком реально для того, кто его пережил, но слишком неправдоподобно для остальных.

Типичный случай «близкого контакта первого рода» произошел в 1966 г. с двумя помощниками шерифа из округа Портэдж, штат Огайо. Около 5 часов утра 16 апреля, остановившись для осмотра оставленного на обочине сельской дороги автомобиля, они увиде­ли объект «величиной с дом», опустившийся до вершин деревьев (около 100 футов). Он стал приближаться, светясь все сильнее и освещая все вокруг ярким светом, потом остановился и завис над ними с легким гудением. Потом объект стал удаляться, и они пре­следовали его примерно 70 миль по территории штата Пенсильва­ния со скоростью до 105 миль в час. Два других полицейских чиновника ясно видели этот объект, когда он поднялся выше, а затем взвился вертикально и исчез. Это было на рассвете. По тре­бованию конгресса этот случай был включен в исследование про­екта «Голубая книга»; его «объяснили» как «наблюдение Венеры», а свидетелей пресса безпощадно высмеяла. В результате семья одно­го из них была разбита, а его здоровье и карьера – подорваны. Личные трагедии, подобные этой, столь обычны среди тех, кто стал участником «близких контактов» с НЛО, что их определенно можно включить в число «типичных характеристик» данного феномена.

«Близкие контакты второго рода» (БК-2) очень напоминают БК-1, с той лишь разницей, что они оставляют поразительные физи­ческие и психологические следы своего пребывания. Это отметины на земле; сожженные или опаленные деревья и другая раститель­ность; влияние на работу электрических схем, в результате чего имеют место нарушения радиоприема и остановка двигателей авто­мобилей; безпокойство у животных, которое выражается в их странном поведении; различные воздействия на человека, проявляющиеся в виде временных параличей или онемения, ощущения жара, тошноты, других неприятных ощущений, временной потери тяжести (что приводит иногда к левитации), неожиданных излечений язв и бо­лей, а также разнообразных психологических и физических следов, в том числе и странных отметин на теле. Этот род контактов с НЛО дает наибольшие возможности научного исследования, так как к человеческим свидетельствам добавляется и физическая ре­альность, которую можно обследовать. Однако феномен мало изу­чался. Это результат, во-первых, того, что большинство ученых опа­саются вовлекаться в круг вопросов, связанных с НЛО, и, во-вто­рых, сама эта реальность обычно недостаточно полна и отчасти субъективна. Составлен каталог, содержащий описания более 800 случаев этого типа, происшедших в 24 странах. Не было опознано ни одного «куска» НЛО, а следы их на земле зачастую обезкураживают так же, как и само появление НЛО. Чаше всего это отметины, оставшиеся на земле в месте обнаружения НЛО (сам НЛО видят либо на земле, либо над нею); они представляют собой обгорелые, иссушенные или углубленные участки в форме кольца, обычно от 20 до 30 футов в диаметре и от 1 до 3 футов шириной; эти «кольца» не исчезали неделями и даже месяцами, а поверхность кольца (а иногда и всего круга), судя по сообщениям, остается безплодной на сезон или два после явления. Немногочисленные химические анализы почвы в таких кольцах не привели к опреде­ленным выводам о причине этого явления.

«Близкие контакты второго рода» обычно происходят с людьми, находящимися ночью на удаленных участках дороги. Во многих сходных случаях светящийся объект приземляется на обочине или прямо на дороге перед легковым автомобилем или грузовиком, дви­гатель и передние фары перестают работать, сидящие в автомоби­ле люди приходят в ужас, и все это продолжается до исчезновения НЛО, который часто взмывает вверх без единого звука; затем дви­гатель снова может работать, иногда заводясь самопроизвольно.

Но самые странные сообщения об НЛО связаны с «близкими контактами третьего рода» (БК-3). Во время БК-3 появляются «ра­зумные существа» («обитатели» или «гуманоиды»). Большинство лю­дей, услышавших о таких сообщениях, сразу же представляют себе «маленьких зелененьких человечков» и отвергают феномен как не­правдоподобный – плод обмана или галлюцинаций. Однако успех американского научно-фантастического фильма, название которо­го совпадает с названием этой категории объектов – «Близкие кон­такты третьего рода» (в качестве технического консультанта при съемках фильма был приглашен д-р Хайнек), – а также сведения в сводках Института Гэллопа за 1974 г., согласно которым 54% тех, кто слышал про НЛО, считает их реально существующими, а 46% верят в разумную жизнь на других планетах (сегодня этот процент, разумеется, был бы выше), – все это указывает на быстрый рост количества наших современников, допускающих возможность ре­альных встреч с носителями «нечеловеческого» разума. Научная фан­тастика дала образы, «эволюционизм» породил философию, а тех­ника «космической эры» придала правдоподобие таким контактам.

Удивительное дело, создается впечатление, что эти контакты происходили на самом деле, в сегодняшней реальности, – до такой степени их подтверждают показания многих заслуживающих вни­мания свидетелей; значит, решающее значение приобретает интер­претация этих явлений: действительно ли за этими свидетельствами стоит реальная встреча с «пришельцами из космоса» или это всего лишь навеянное «духом времени» объяснение контактов совсем иного рода? Ниже будет показано, как ученые, исследующие НЛО, отве­тили на эти вопросы.

Д-р Хайнек признается в своей неприязни к БК-3: «Откровенно говоря, я был бы очень рад вообще обойти молчанием этот вопрос, если бы мог себе это позволить, не нарушая принципа научной добросовестности». Однако поскольку главное для него – научная объективность, он считает невозможным игнорировать хорошо до­кументированные случаи проявления этого невероятного феноме­на, засвидетельствованные заслуживающими доверия людьми. Из почти 1250 «близких контактов», зарегистрированных в каталоге д-ра Жака Балле, в 750 сообщается о «приземлении» корабля и в более чем 300 из них – о «гуманоидах» внутри или поблизости от корабля; в одной трети этих случаев «гуманоидов» видели несколь­ко человек.

Вот один такой случай встречи с «гуманоидами», происшедший в ноябре 1961 г. на территории одного из северных равнинных штатов США. Четверо человек поздно ночью возвращались из охот­ничьей поездки, как вдруг один из них заметил пылающий объект, падающий вниз. Казалось, что в полумиле от них происходило кру­шение самолета. Когда они достигли места, где якобы происходило «крушение», все четверо увидели в поле объект, имеющий форму силосной башни, вонзенной в землю под углом. Вокруг стояли че­тыре человеческие с виду фигуры (расстояние до них было около 150 ярдов). Охотники посветили фарами на одну из фигур, кото­рая имела рост около четырех с половиной футов и была одета во . что-то напоминающее белый комбинезон. Фигура подала им знак отойти. После некоторого колебания (они продолжали думать, что это авиационная катастрофа) они отправились в ближайший город за полицейским чиновником. Когда они вернулись на место проис­шествия, то увидели там только несколько слабых красных огонь­ков, напоминающих огни автомобиля. Вместе с полицейским они выехали в поле и последовали за огнями, но тут огни внезапно исчезли, при этом не осталось никаких следов, хотя поле было покрыто грязью. После того как озадаченный полицейский уехал, охотники снова увидели «силосную башню», спускавшуюся с неба. Она испускала красноватое свечение. Сразу же после «приземле­ния» объекта возле него показались две фигуры; раздался выстрел (хотя никто из охотников не допускал, что это он мог выстрелить), послышался глухой удар, и одна из фигур, «раненная» в плечо, повернулась и упала на колени; охотники в панике кинулись к своей машине и уехали. По дороге они договорились никому не рассказывать об этом случае. Они вернулись домой со странным ощущением, что в течение ночи был какой-то «потерянный» про­межуток времени. На следующий день одного из охотников посети­ли на работе несколько хорошо одетых людей «официального ви­да», которые стали расспрашивать его об этом случае (не упоминая о выстреле), затем отвезли его на своей машине домой. Там они расспрашивали про его одежду и обувь, а затем ушли, попросив никому ничего не рассказывать о приключившемся инциденте. Охотник решил, что это официальные лица из военно-воздушных сил США, которые стараются скрыть какое-то новое «секретное устройство», но эти люди никак себя не назвали и никогда больше с ним не встречались. Все четверо охотников были крайне потрясены про­исшествием, и только через шесть лет один из них почувствовал необходимость рассказать всю эту историю агенту казначейства США. Основные эпизоды рассказанной истории типичны для многих «близких контактов третьего рода». Немного иначе выглядели об­стоятельства знаменитой «высадки» НЛО в Келли, небольшом го­родке близ Хопкинсвилла, штат Кентукки. Этот случай интенсивно расследовали полиция, ВВС и независимые исследователи. Вече­ром и ночью 21 августа 1955 года семь взрослых людей и четыре ребенка на одной из ферм пережили продолжительную встречу с «гуманоидами». Инцидент начался в семь часов вечера, когда под­росток, сын фермера, увидел, как летящий объект приземляется позади их дома. Никто в семье ему не поверил, но через час и все они увидели «маленького человечка», испускающего «странное све­чение», который с поднятыми руками направлялся к дому. Когда это существо оказалось в 20 футах от дома, двое из мужчин, там бывших, вне себя от страха выстрелили в него. Оно перекувырну­лось и исчезло в темноте. Вскоре другое существо показалось в окне; в него тоже стали стрелять, и оно тоже исчезло. Выйдя нару­жу, мужчины выстрелили в другое существо с рукой, напоминаю­щей клешню, которое они увидели на крыше; еще одно с ближай­шего дерева спланировало на землю, когда в него попали. Они видели все новые существа (впрочем, вполне возможно, что перед ними снова появлялись одни и те же создания) и стреляли в них.

Однако люди видели, что пули как будто рикошетом отскакивают от этих странных существ и не оказывают на них реального дейст­вия; звук был как при стрельбе в ведро. Расстреляв четыре короб­ки патронов без видимого эффекта, все 11 человек, насмерть пере­пуганные, вскочили в машину и помчались в полицейский участок Хопкинсвилла. Полиция прибыла на ферму после полуночи и тща­тельно обыскала все хозяйство. Она обнаружила несколько необычных отметин и увидела несколько странных «метеоров», которые двига­лись к фермерскому дому, но никаких «существ» не было. После того как полиция уехала, существа появились вновь, вызвав на ферме еще больший ужас.

«Гуманоиды», как их описывают очевидцы этого события, – су­щества высотою от 3 до 4 футов с огромными ладонями и глазами (без зрачков и век), с большими заостренными ушами и длинными до земли руками. Они, казалось, были без одежды, но как бы «бро­нированы никелем». Подбирались к дому они всегда с самой тем­ной стороны, но не приближались, если снаружи был включен свет.

Д-р Хайнек проводит резкое разделение между «близкими кон­тактами третьего рода» и случаями общения «контактеров». «Кон­тактеры» постоянно встречаются с существами с НЛО, часто пере­дают от них псевдорелигиозные послания о «высокоразвитых суще­ствах» с других планет, которые собираются прийти, чтобы прине­сти «мир на землю»; все это порой превращается в религиозный культ НЛО. Обычные случаи БК-3 по ряду признаков, в общем-то, очень близки к другим разрядам «близких контактов»: они происхо­дят с людьми, занимающимися теми же родами деятельности, вну­шающими ту же степень доверия; они так же неожиданны и повер­гают в тот же шок при виде невероятных явлений. Часто сообща­ют, что «обитатели» НЛО (которых видят обычно совсем близко) собирают образцы грунта и камней, проявляют интерес к челове­ческим постройкам и средствам сообщения или «ремонтируют» свой собственный корабль. По описаниям, «гуманоиды» большеголовы, черты лица у них нечеловеческие: глаз нет или они громадные, широко расставленные, носы маленькие или вовсе отсутствуют, вместо рта щель, ножки как палочки, шеи нет; некоторые утверждают, что они нормального человеческого роста, другие – что рост их около трех с половиной футов, как в Келли-Хопкинсвиллском инциденте. Недавно закончен новый каталог, куда входит примерно 1000 слу­чаев БК-3.

Существует множество случаев «похищения» людей обитателями НЛО, обычно с целью «осмотра». Об этих случаях всерьез сообща­ют люди, заслуживающие доверия. Почти все сообщения (исключая полученные от «контактеров») были даны людьми под воздействием регрессивного гипноза (возврат в прошлое под гипнозом); это переживание наносит свидетелям такую травму, что человеческое со­знание отказывается вспоминать его. И только по прошествии не­которого времени такие люди соглашаются подвергнуться гипнозу, чтобы пролить свет на какие-то таинственные «потери времени» в связи с «близким контактом», из которого они помнят только нача­ло.

Одно из самых известных «похищений» произошло приблизи­тельно в полночь 19 сентября 1961 г. близ Уитфилда, штат Ныо-Хемпшир. Оно стало темой книги Джона Фуллера «Прерванное путешествие». Той ночью Берни и Бетти Хилл возвращались из путешествия, предпринятого ими во время отпуска. Вдруг они за­метили снижающийся НЛО, который приземлился прямо перед их автомобилем на обочине дороги. К ним подошли несколько «гума­ноидов», и это все, что они помнят; через два часа они оказались на 35 миль дальше по дороге. Эта амнезия тревожила их, вызывая физические и нервные нарушения, так что они в конце концов обратились к психиатру. Под гипнозом они оба независимо друг от друга рассказали, что произошло в потерянное время. Оба утверж­дали, что их взяли на борт корабля и провели физическое обследо­вание, в том числе взяли на анализ частички кожи и ногтей. Затем их освободили, подвергнув предварительно гипнотическому воз­действию, после которого они не могли вспомнить, что с ними произошло. Под гипнозом они рассказывали о случившемся с боль­шим эмоциональным волнением.

Аналогичный случай произошел в 2 ч. 30 мин. утра 3 ноября 1967 г. Полисмен в Эшланде, штат Небраска, увидел на дороге объект с рядом мерцающих огней, который поднялся в воздух при его приближении. Он доложил начальству о «летающей тарелке» и пошел домой. У него сильно болела голова, в ушах было гудение, а ниже левого уха оказался красный рубец. Позднее обнаружили, что ночью был какой-то двадцатиминутный период времени, о ко­тором он ничего не мог вспомнить. Под гипнозом он рассказал, что последовал за НЛО, который снова приземлился. Обитатели направили на него яркий свет, а затем взяли на борт своего «ко­рабля», где он увидел панели управления и машины, похожие на компьютеры. (Французский инженер во время своего 18-дневного «похищения» видел нечто подобное.) «Гуманоиды», одетые в комби­незоны с эмблемами крылатого змея, рассказали полисмену, что прибыли из соседней галактики, у них есть база на территории США и своими кораблями они управляют посредством «обратного электромагнитного поля»; что они вступают в контакты с людьми случайно и «хотят озадачить их». Они освободили его, «приказав никому не говорить об этой ночи».

На первый взгляд такие случаи кажутся неправдоподобными и похожими на странные галлюцинации или игру больного вообра­жения. Однако в настоящее время накопилось слишком много сви­детельств такого рода, чтобы можно было отмахнуться от них. Если бы это были встречи с обычными земными летательными аппарата­ми, сообщения звучали бы, разумеется, не слишком убедительно. Кроме того, сами психиатры предупреждают, что результаты «рег­рессивного гипноза» не всегда достоверны; человек под гипнозом не всегда в состоянии различить фактическое происшествие и «вну­шение», которое вводится в его сознание либо самим гипнотизе­ром, либо кем-то другим во время предполагаемого «близкого кон­такта». Но даже если эти происшествия не вполне реальны (т.е. за ними не стоит реальный физический феномен, занимающий вполне определенное место во времени и пространстве), то сам факт, что такое количество их «внедрено» в человеческое сознание за послед­ние годы, уже сам по себе крайне важен. Несомненно, что за этими «похищениями» стоит нечто, и в последнее время исследова­тели НЛО стали искать объяснения этих явлений в другом направ­лении.

Примечательно, что эти происшествия, и особенно «близкие кон­такты» 70-х гг., заметно связаны с «паранормальными» или оккульт­ными феноменами. Непосредственно перед встречей с НЛО люди видят странные сны или слышат стук в дверь, хотя за дверью нико­го нет, или впоследствии к ним являются странные посетители; некоторые свидетели получают телепатические сообщения от оби­тателей НЛО; порой и сами НЛО материализуются и дематериали­зуются вместо обычного удаления и приближения на большой ско­рости; иногда происходят «чудесные исцеления» поблизости от НЛО или при облучении их светом. В то же время «близкие контакты» чреваты лейкемией и лучевой болезнью; часто происшествие ока­зывает трагическое влияние на психику свидетелей: происходят дег­радация личности, безумие, самоубийства.

Растущий удельный вес «психической компоненты» в явлениях НЛО навел исследователей на мысль искать сходство между проис­шествиями, связанными с НЛО, и оккультными феноменами, а в психических эффектах, порожденных последними, искать ключ к пониманию НЛО. Многие исследователи подметили сходство меж­ду феноменом НЛО и спиритизмом XIX в., который также сочетал психические феномены со странными физическими эффектами, но пользовался более примитивной «технологией». В общем, в 70-е гг. сузился зазор между «нормальными» явлениями НЛО, имевшими место в прошлом, и НЛО-культом, что можно отнести за счет возросшей в этом десятилетии восприимчивости человека к практике оккуль­тизма.

Объяснение феномена НЛО

Д-р Жак Балле в своей последней книге об НЛО «Невидимый колледж» замечает, что многие ученые в наши дни задумываются о них. Он верит, что теперь мы «очень близки» к раскрытию их тай­ны. Он отмечает, что идея о внеземной разумной жизни за послед­ние годы стала необыкновенно модной как среди ученых, так и среди гадалок; и это есть результат «великой жажды контакта с высшими формами разума, которые могут указать путь нашей не­счастной, замученной, тяжело больной планете». Он с замечатель­ной ясностью видит, что идея пришельцев из космоса стала вели­ким мифом или «чудесной ложью» нашего времени. «Для большого числа людей ожидание гостей из космоса стало необычайно важ­ным», – считаем автор.

Однако он считает наивной веру в этот миф: «Это объяснение слишком простодушно и не принимает в расчет всего многообразия поведения обитателей НЛО и ощущений людей при контакте с ними». Д-р Хайнек замечает, что для объяснения различных эффек­тов, производимых НЛО, необходимо признать, что «этот фено­мен, производящий, без сомнений, физическое воздействие, несет в себе также признаки принадлежности к психическому миру». Д-р Балле полагает, что «они сконструированы и как физические лета­тельные средства (долгое время этот факт я считал неоспоримым), и как психические устройства, точные свойства которых еще пред­стоит определить». В самом деле, многие исследователи еще в на­чале 50-х гг. поддерживали теорию о том, что НЛО вообще не являются физическими летательными средствами, но представляют собой особый «парапсихологический» или психологический фено­мен; но впоследствии это мнение было почти отвергнуто, с одной стороны, сторонниками культа с их настойчивыми требованиями признать «внеземное» происхождение НЛО, а с другой стороны, официальными правительственными заявлениями, совпадающими с популярным общераспространенным мнением, что этот феномен полностью воображаемый». Лишь впоследствии серьезные исследо­ватели стали признавать, что НЛО, хотя и обладают некоторыми «физическими» характеристиками, в целом не могут быть объясне­ны как чьи-либо «космические корабли», но в них явно присутству­ет нечто из сферы парапсихологии или оккультных явлений.

Действительно, почему так много НЛО «приземляются» прямо посреди дороги? Почему такой фантастически «совершенный» ко­рабль столь часто нуждается в «ремонте»? Что заставляет «обитате­лей» НЛО собирать так много камней и палок (снова и снова вот уже 25 лет) и «осматривать» стольких людей – если они на самом деле имеют задачу ознакомить людей с другой планетой, как сами «гуманоиды» утверждают? И снова д-р Балле вопрошает: не может ли на самом деле идея «пришельцев из космоса» «играть отвлека­ющую роль, маскируя реальную, безконечно более сложную при­роду процессов, вызвавших эти явления?» Он убежден, что «мы имеем дело не с последовательностью волн посещений из космоса. Мы имеем дело с контролирующей системой». «В близких контактах с НЛО осуществляется управление верованиями человека». «С каж­дой новой волной НЛО его социальное воздействие становится все сильнее; люди помоложе начинают восхищаться космосом, психи­ческими феноменами, новыми горизонтами сознания. Появляется все больше книг и статей, способствующих изменению нашей куль­туры». В другой книге д-р Балле отмечает, что «оказалось возмож­ным заставить большие группы населения уверовать в существова­ние сверхъестественных рас, в возможность летающих машин, во множество обитаемых миров, демонстрируя им немногие тщатель­но разработанные сцены, детали которых приспособлены к культу­ре и предрассудкам, характерным для данного времени и места».

Важный ключ к раскрытию смысла этих «тщательно разработан­ных сиен» можно найти в особенности, которую отметили и часто подчеркивают внимательные исследователи НЛО, особенно в слу­чаях БК-3 и общении «контактеров»: все эти сцены глубоко «аб­сурдны» или по крайней мере содержат не меньше абсурдного, чем рационального. Отдельные «близкие контакты» имеют абсурдные детали: например, четыре лепешки, которые обитатель НЛО вру­чил фермеру-птицеводу из штата Висконсин в 1961 г.; и, что еще более важно, сами контакты оказываются до странного безсмысленными, без ясной цели и значения. Пенсильванский психиатр выдвинул предположение, что абсурдность, характерная почти для всех близких контактов с НЛО, по сути является гипнотизирующим приемом. «Когда люди выведены из душевного равновесия неле­постями и противоречиями и напрягают ум в поисках смысла, то они исключительно широко открывают себя для передачи мысли, для получения психического исцеления и т.д.» Д-р Балле сравнива­ет этот прием с иррациональными «коанами» мастеров дзэна и от­мечает сходство контактов с НЛО и оккультных ритуалов посвяще­ния, которые «раскрывают сознание» для «новой системы симво­лов». Все это признаки того, что он называет «следующей формой религии».

Таким образом, контакты с НЛО – не что иное, как современ­ная форма оккультных феноменов, существующих уже многие ве­ка. Люди отступились от Христа и ждут «спасителей» из космоса; именно поэтому феномен и посылает изображения космических кораблей и инопланетян. Но что же представляет из себя этот феномен? Кто и с какой целью занимается «разработкой» его?

Сегодня исследователи уже нашли ответы по меньшей мере на два первых вопроса, хотя из-за некомпетентности в области рели­гиозных феноменов они не могут вполне осознать значения собст­венных открытий. Один из исследователей – Брэд Стейджер, пре­подаватель колледжа в штате Айова, написавший несколько книг на тему НЛО, после детального изучения картотеки «Голубой кни­ги» ВВС пришел к заключению, что «мы имеем дело с многомерным парапсихологическим феноменом, который в значительной степени является исконно присущим планете Земля». Доктора Хайнек и Балле для объяснения феномена НЛО развивают гипотезу «внутриземных чужаков», которые могут приходить, большей частью как «злые ду­хи», из так называемых «сцепленных миров», существующих здесь же, на земле, и создавать психические эффекты, в то же время оставаясь невидимыми. Джон Киль, который начинал свои исследо­вания НЛО с позиций скептицизма, как убежденный неверующий агностик, пишет: «Подлинная история НЛО… это история о духах и призраках, о странных умственных расстройствах, о невидимом мире, который окружает нас и временами врывается в наш мир…

Это мир иллюзий, где сама реальность искажается загадочными силами, и, похоже, силы эти могут манипулировать пространством, временем и материей; и эти силы почти совершенно вне нашей власти и понимания… Проявления НЛО кажутся, вообще говоря, лишь незначительными вариациями известных многие века демоно­логических феноменов». В недавно выпущенной библиографии по НЛО, составленной Библиотекой конгресса для научно-исследова­тельского отдела ВВС США, во введении отмечается, что «многие сообщения об НЛО, подробно излагаемые в прессе, относятся к явлениям, поразительно напоминающим случаи беснования и пси­хические феномены, давно известные богословам и парапсихоло­гам». Большинство исследователей НЛО для того, чтобы проник­нуть в сущность изучаемых феноменов, обращаются к сфере ок­культизма и демонологии.

Евангелисты-протестанты, обобщив результаты нескольких недав­но проведенных ими исследований НЛО, пришли к заключению, что феномен НЛО имеет именно демоническое происхождение. Право­славный исследователь едва ли может прийти к другому выводу. Ко­нечно, можно объяснить некоторые или даже многие случаи обманом или галлюцинациями, но совершенно невозможно таким способом от­делаться от всех сообщений об НЛО, которых насчитывается много тысяч. Большое количество современных медиумов и их спиритичес­кие фокусы – тоже жульничество, но сам медиумический спиритизм в своем неподдельном виде, безусловно, творит реальные «паранормальные» эффекты под воздействием демонов. Феномен НЛО имеет то же происхождение и не менее реален.

В историях с людьми, вступившими в контакт с НЛО, просле­живаются типичные приемы, используемые при втягивании людей в демонические сети оккультного мира. Например, полисмен из Юж­ной Калифорнии начал видеть НЛО в июне 1966 г. и с тех пор видел их часто, обычно ночью. После одного «приземления» он и его жена увидели вполне различимые следы НЛО на земле. «В эти недели мучительных видений я превратился в одержимого идеей НЛО и был убежден, что должно случиться что-то великое. Я за­бросил ежедневное чтение Библии и отвернулся от Бога, так как начал читать все книги об НЛО, которые только удавалось до­стать..: Много ночей я провел в тщетном ожидании, пытаясь всту­пить в мысленный контакт с теми, кого я считал тогда космически­ми существами, почти молясь им, чтобы они появились и установи­ли со мной хоть какой-нибудь контакт». Наконец он дождался «близкого контакта» с «кораблем»; тот имел примерно 80 футов в диаметре, у него были белые, красные и зеленые вращающиеся огни. «Корабль» удалился с огромной скоростью и оставил полисмена в ожидании того «великого», что должно было произойти, но так и не произо­шло; НЛО перестал ему являться. Видя крушение своих надежд, он пристрастился к алкоголю, впал в депрессию, появились мысли о самоубийстве, пока обращение ко Христу не положило конец это­му периоду его жизни. Люди, вступившие в реальный контакт с обитателями НЛО, переживают еще более тяжелые испытания: эти «существа» временами буквально «завладевают» ими, и если те со­противляются – пытаются их убить. Подобные случаи вполне убеждают нас в том, что независимо от того, какое значение имеет феномен НЛО в целом, каждый отдельный «близкий контакт» с НЛО имеет еще и специфическую цель: ввести человека, с кото­рым НЛО устанавливает контакт, в заблуждение и привести его если не к дальнейшим контактам и распространению «послания», то . хотя бы к личной духовной катастрофе и полной дезориентации.

Тот аспект, который вызывает наибольшее недоумение у мно­гих исследователей, а именно смешение физиологического и пси­хического, вовсе не удивляет читателей православных духовных книг, в особенности житий святых. Демоны тоже имеют почти «фи­зические» тела, но их «материальность» настолько тонка, что люди неспособны воспринимать ее до тех пор, пока их «духовные врата восприятия» не будут открыты: либо по Божией воле (как бывает с праведниками), либо вопреки ей (как это бывает с колдунами и медиумами).

В православной литературе мы находим множество случаев по­явления демонов, в точности соответствующих картине встреч с НЛО: появляются «телесные» существа и осязаемые объекты (в ка­честве которых выступают либо сами бесы, либо их иллюзорные

порождения); эти объекты и существа неожиданно «материализуют­ся» и «дематериализуются» с целью внушить людям страх и привес­ти их в замешательство, а в итоге и к погибели. В житиях жившего в IV в. св.Антония Великого и жившего в III в. св.Киприана, бывше­го волхва, мы находим множество подобных примеров.

Житие св. Мартина Турского (+387), написанное его учеником Сульпицием Севером, содержит интересный пример действия де­монической силы, связанного со странным «физическим» проявле­нием ее, которое очень напоминает сегодняшние «близкие контак­ты» с НЛО. Некий юноша по имени Анатолий стал монашествовать возле монастыря св. Мартина, но из-за ложной покорности пал жертвой бесовского обольщения. Он вообразил, что беседует с «ангелами», и для того, чтобы убедить других в его святости, «ангелы» согласи­лись облечь его в «блистающее одеяние с небес», как признак «Си­лы Божией», обитающей в юноше. И вот однажды после полуночи в его келье раздался ужасный грохот танцующих ног и рокот как бы множества голосов. Келья Анатолия озарилась ослепительным светом, затем наступила тишина и обманутый вышел из кельи в своем «небесном одеянии». «Принесли свет, и все тщательно рас­смотрели одеяние. Оно было удивительно мягким, с необыкновен­ным блеском и ярко-алого цвета. Но природу его материи невоз­можно было определить. И вот прошло некоторое время, и самая тщательная проверка придирчивым осмотром и ощупыванием пока­зала, что это всего лишь одежда». На следующее утро духовный отец Анатолия взял его за руку, чтобы отвести к св.Мартину и узнать, не козни ли это диавола. Тот в страхе отказывался, и вот, «когда его повели силою, против его воли, одежда исчезла под руками тех, кто его вел». Автор этого сообщения (который либо сам был свидетелем инцидента, либо описал его со слов очевидца) приходит к выводу, что «диавол не мог сохранить действие своих иллюзий или скрыть их истинную природу перед очами св.Марти­на». «Несомненно, в его силах было увидеть диавола, которого он распознавал в любом обличье независимо от того, сохранял ли диавол свой характер или заменял его на любую из множества форм «духовной нечистоты» – включая обличья языческих богов и даже явление Самого Христа в царских одеждах, в короне, озарен­ного ярким красным светом.

Совершенно очевидно, что явления сегодняшних «летающих та­релок» не превышают пределов возможностей бесовской «техноло­гии» – и действительно для этих явлений нет лучшего объяснения. Разнообразные бесовские обольщения, известные в православной литературе, не более как приспосабливаются к мифологии космо­са. А Анатолий, о котором было рассказано выше, сегодня считал­ся бы просто-напросто «контактером». И цель «неопознанного» объекта во всех подобных контактах очевидна: внушить ощущение «та­инственного» и дать «доказательство» существования «высших разу­мов» («ангелов», если намеченная жертва верит в ангелов, или «при­шельцев из космоса», если это наш современник) и, следовательно, укрепить веру в послание, которое позже будет получено людьми. Ниже мы рассмотрим, что это за послание.

«Похищение» бесами, очень сходное с «похищениями» НЛО, описано в житии св. Нила Сорского, основателя скитского жития на Руси, жившего в XV в. Некоторое время спустя после смерти святого в его монастыре жил некий священник со своим сыном. Однажды, когда отрок был послан с каким-то поручением, внезапно «пред­стал перед ним незнакомый муж, который схватил его, и перенес его как бы по ветру в непроходимый лес, и принес его в большую горницу в своем жилище, и поместил его в середине горницы, перед окном». Когда священник и иноки помолились св.Нилу, про­ся его помощи в поисках потерявшегося мальчика, преподобный пришел на помощь мальчику и встал перед горницей, в которой стоял мальчик; и когда постучал он посохом своим в оконную ра­му, поколебалось строение и все нечистые духи пади на землю». Святой повелел демону вернуть мальчика на то место, откуда тот его похитил, и затем стал невидимым. Некоторое время бесы выли, затем «все тот же незнакомец схватил мальчика и перенес его в скит подобно ветру… и, поместив его на стог сена, стал невиди­мым ». Будучи найден монахами, «мальчик рассказал им все, что с ним случилось, что он видел и слышал. И с тех пор мальчик стал очень тихим, как бы не в себе. Священник не смог опомниться от ужаса и вскоре оставил скит вместе с сыном». В другом случае подобного бесовского «похищения», которое произошло в России в XIX в., молодой человек, проклятый своей матерью, стал на 12 лет рабом демона – «дедушки». Он получил способность становиться невидимым и помогал демону сеять смятение среди людей.

Подобные правдивые истории о деятельности демонов были широко распространены в средние века. И это признак духовного кризиса нашего времени – то, что современный человек, при всем своем гордом «просвещении» и «мудрости», снова обращает внима­ние на такие происшествия, но у него уже нет той христианской основы, которая бы помогла объяснить их. Современные исследо­ватели НЛО в поисках объяснения явления, которое стало слиш­ком заметным, чтобы пренебрегать им, объединяются сегодня с психологами и пытаются сформулировать «теорию единого поля», которая охватывала бы и психические, и физические феномены. Но такие исследователи только продолжают движение по пути со­временных «просвещенных» людей, предполагая дать ответы на во­просы, относящиеся к сфере духа, хотя к ней вообще нельзя под-

ходить «объективно», но только с верой. Материальный мир ней­трален в нравственном отношении, и объективному исследователю может быть известно о нем достаточно много. Однако невидимый духовный мир обитаем существами добрыми и злыми, и «объектив­ный» наблюдатель не в силах различить их до тех пор, пока он не получит откровения, которое дает о них человеку невидимый Бог. То есть сегодняшние исследователи НЛО помешают на одну доску Богодухновенное Св. Писание и внушенные сатаной автоматичес­кие писания спиритов и не отличают действий ангелов от действия бесов. Теперь ученые знают (после долгого периода господства материалистических предрассудков), что нематериальный мир су­ществует и что этот мир вполне реален. Они видят его проявления в феномене НЛО; однако пока их подход к этой проблеме «на­учен», незримые силы так же легко вводят их в заблуждение, как и самого наивного «контактера». Каждый раз, когда ученые пытаются определить, кто или что стоит за феноменом НЛО и какой цели этот феномен служит, они вынуждены пускаться в самые дикие рассуждения. И вот д-р Балле вынужден признаться в том, что он попал в тупик. Он не может решить для себя вопрос о силе, кото­рая проявляется в НЛО: то ли эта сила – нравственно нейтральный «неуправляемый часовой механизм», то ли это благотворительное «торжественное собрание мудрецов» (в чем хотел бы нас уверить «инопланетный» мир), то ли здесь имеет место «чудовищная сверх­человеческая жестокость, которая, скорее всего, намеревается сделать человеческий род безумным», т.е. это дело демонов.

Истинная оценка феномена НЛО может быть сделана только на основе христианского откровения и духовного опыта; она доступ­на лишь смиренному, исполненному веры христианину, доверяющему этим двум источникам. Конечно, человеку не дано всецело «объяс­нить» невидимый мир ангелов и демонов, однако ему дано доста­точно христианских знаний, чтобы понять, как эти существа действуют в нашем мире и как нам следует отвечать на их действия, осо­бенно же как избегать бесовских сетей. И хотя исследователи НЛО пришли уже к заключению, что изучаемые ими явления по существу своему близки тем, которые определяются как «демонические», но только христианин – православный христианин, просвещенный святоотеческим пониманием Св.Писания и 2000-летним опытом встреч святых с невидимыми духами, способен осознать вполне смысл это­го заключения.

Смысл феномена НЛО

Итак, в чем же смысл феномена НЛО в наше время? Почему они появились именно в этот исторический период? На какое буду­щее они указывают?

Во-первых, феномен НЛО лишь часть поражающей лавины «паранормальных» явлений, которые еще несколько лет назад большинст­во людей сочли бы «чудесами». Д-р Балле в своей книге «Невиди­мый колледж» формулирует мирское понимание этого факта: «Втор­жение в нашу среду наблюдаемых нами необычных объектов не­ожиданно приняло угрожающие размеры, дойдя до многих тысяч, что привело к общему изменению картины верований современно­го человека, к тому, что он полностью теперь связан с идеей неви­димого». «Что-то произошло с человеческим сознанием»; «та же мо­гучая сила, которая действовала на род человеческий в прошлом, снова действует на него в наши дни». На христианском языке это значит: новое нашествие бесов обрушилось на род человеческий. Исходя из христианских апокалипсических взглядов, мы можем за­ключить, что сила, до сих пор удерживавшая последнее и самое ужасное проявление бесовщины на земле, уже взята от среды (2 Фес.2, 7); православное христианское правление и общественный порядок (главным представителем которых на земле был право­славный император), а также православный взгляд на мир больше не существуют как целое. И вот сатана освобожден из темницы своей, где его удерживала благодать Св.Христовой Церкви, и вы­шел, чтобы «обольщать народы» (Апок. 20, 7), готовить их к покло­нению антихристу в конце времен. Быть может, никогда еще от начала христианской эры бесы не действовали так открыто и широ­ко, как в наши дни. Теория «пришельцев из космоса» – лишь один из многих приемов, которые они используют для внедрения идеи о «высших существах», которые собираются взять на себя ответствен­ность за будущую судьбу человечества.

Во-вторых, НЛО – не что иное, как новейший медиумический прием, с помощью которого дьявол вербует сторонников своего оккультного мира. Это ужасный знак того, что человек стал досту­пен демоническому влиянию как никогда до этого с начала христи­анской эры. В XIX в. для того, чтобы войти в контакт с демонами, был необходим сеанс в темной комнате, теперь же для этого необ­ходимо только взглянуть на небо (правда, обычно ночью). В наши дни человечество растеряло остатки понимания основ христиан­ского учения и теперь пассивно предоставляет себя в распоряже­ние любым «силам», которые только могут спускаться с неба. Но­вый кинофильм «Близкие контакты третьего рода» – потрясающее разоблачение того, насколько суеверным стал человек «постхристи­анской» эры, который готов в любой момент, не задавая никаких вопросов, поверить едва замаскированному демону и последовать за ним, куда бы он ни повел.

В-третьих, «послание» НЛО заключается в подготовке пути анти­христу; «спаситель» отступнического мира должен прийти, чтобы править им. Возможно, что он сам придет по воздуху, чтобы пол­нее уподобиться Христу (Мф. 24, 30; Деян. I, 11); возможно, что «пришельцы из космоса» приземлятся публично, чтобы совершить «космическое» поклонение своему властелину; быть может, огонь с неба (Апок. 13, 13) будет частью грандиозных бесовских зрелищ последних времен. Так или иначе послание современному челове­честву таково: ждите избавления, но не через христианское откро­вение и веру в невидимого Бога, а от пришельцев с неба.

Это же и есть один из признаков последних времен: что «бу­дут… ужасные явления, и великие знамения с неба» (Лк. 21, 11). Уже сто лет назад епископ Игнатий Брянчанинов в своей книге «О чудесах и знамениях» (Ярославль, 1870) отметил «стремление, встре­чающееся в современном христианском обществе, видеть чудеса и даже творить чудеса… Таким стремлением обнаруживается живу­щее в душе и овладевшее душою самообольщение, основанное на самомнении и тщеславии». Истинные чудотворцы стали редки и исчезают совсем, но люди «жаждут чудес более, нежели когда-ли­бо… Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и порази­тельных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты эти­ми чудесами».

Для исследователей НЛО особый интерес должно представлять то, что «знамения антихриста преимущественно будут являться в воз­душном слое: в этом слое преимущественно господствует сатана. Зна­мения будут действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его. Св.Иоанн Богослов, созерцая в откровении события мира, долженствующие предшествовать кончине его, говорит, что анти­христ совершит дела великие, «так что и огнь низводит с неба на землю пред людьми» (Апок. 13, 13). На это знамение указывается Пи­санием как на высшее из знамений антихриста, и место этого знаме­ния – воздух: будет оно великолепным и страшным зрелищем». Св.Си­меон Новый Богослов по этому поводу замечает, что «взирати на небо (подвижнику молитвы) зело редко подобает страха ради (из предосто­рожности) лукавых на воздусе духов, сего ради и именуются воздушнии духи, иже производят многие и различные прелести на воздусе». «Не сообразят человеки, что чудеса антихриста не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они – чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в не­доумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием рос­кошного, пустого, глупого эффекта». «Все бесовские явления имеют то свойство, что даже ничтожное внимание к ним опасно; от одного такого внимания, допущенного без всякого сочувствия к явлению, можно запечатлеться самым вредным впечатлением, подвергнуться тяж­кому искушению». Тысячи «контактеров» и даже простых очевидцев НЛО испытали на себе страшную истину этих слов, и немногим уда­лось спастись после того, как они были вовлечены в эти контакты всерьез.

Даже мирские исследователи НЛО считают необходимым пред­упредить людей об опасностях, связанных с этим феноменом. Джон Киль, например, пишет: «Дилетантство с НЛО так же опасно, как дилетантство в черной магии. Этот феномен улавливает в свои сети невротиков, легковерных и незрелых. Параноидальная шизо­френия, демономания и даже самоубийство могут стать результа­том контактов – и в большинстве случаев именно такой результат и наличествует. Умеренное любопытство к НЛО может перерасти в разрушительную одержимость. Вот почему я настоятельно реко­мендую родителям удерживать детей от этого увлечения. Школь­ные учителя и другие взрослые не должны поощрять интерес под­ростков к этой теме».

В другом месте епископ Игнатий Брянчанинов с благоговейным страхом и недобрым предчувствием описывает видение простого русского кузнеца из деревни под Петербургом на заре нашего века безверия и революции (1817). Среди бела дня он вдруг увидел великое множество демонов, с виду похожих на людей, рассевших­ся на ветвях лесных деревьев, в странных одеждах и островерхих шапках, поющих под аккомпанемент невиданных и диких музыкаль­ных инструментов жуткую и безобразную песню: «Наши годы! наша воля!»

Мы живем уже ближе к концу этой страшной эпохи бесовского торжества и ликования, когда жуткие «гуманоиды» (еще одна из бесовских личин) стали видимы тысячам людей и путем нелепейших «контактов» овладевают душами тех, от кого отступила Божия бла­годать. Феномен НЛО – знак для православных христиан, что сле­дует осмотрительнее и осознаннее идти по пути спасения. Нам следует помнить, что нас могут обольстить и соблазнить не только ложные религии, но даже с виду простые материальные предметы, которые только воспринимает наш взгляд. В прежние века хрис­тиане относились очень осторожно ко всем странным и новым яв­лениям, зная хитрость дьявола; но вот после наступления совре­менного века «просвещения» большинство людей начало испыты­вать любопытство к таким вещам и даже гоняться за ними, помес­тив дьявола в область полуфантастических явлений. Понимание сущности НЛО, таким образом, может помочь в деле пробуждения православных христиан к сознательной духовной жизни и выработ­ки осознанного православного мировоззрения, которое не должно следовать за модными идеями времени.

Сознательный православный христианин понимает, что он жи­вет в мире, который, совершенно очевидно, пал. И земля внизу, и звезды наверху – все одинаково далеко от потерянного рая, кото­рого он взыскует. Он чувствует себя частью страждущего человече­ства, происходящего от единого предка Адама, первого человека; он знает, что все люди одинаково нуждаются в искуплении, кото­рое обильно даруется человеку Самим Сыном Божиим через Его спасительную Жертву на Кресте. Он знает, что человеку не пред­назначено «развиться» в нечто «высшее» и что нет ни малейшего смысла верить в существование «высокоразвитых» существ на дру­гих планетах. Но он, разумеется, также знает, что, кроме него самого, во вселенной есть «высшие разумы», и они двух родов; он стремится жить так, чтобы пребывать с теми из них, которые слу­жат Богу (ангелами), и избегать какого-либо контакта с другими, которые отвергли Бога и стремятся в зависти и злобе вовлечь в свое нечестие и человека (демонами). Он понимает, что человек в самолюбии своем и немощи может легко впасть в ошибку, посколь­ку склонен верить в «волшебные сказки», сулящие достижение «выс­шего состояния» или контакт с «высшими существами» без трудов христианской жизни – а фактически это бегство от этих трудов. Он не доверяет своей способности различать бесовские обольщения и поэтому крепко держится за руководящие нити Св. Писания и святоотеческого учения, которыми снабдила его на всю жизнь Цер­ковь Христова.

Такой человек имеет возможность устоять против религии буду­щего, религии антихриста, в какой бы форме она ни нашла себе выражение; остальное же человечество, не спасенное чудом Божи­им, – погибнет.





Мы делаем Golbis для вас, жмите "нравится", чтобы читать нас на фейсбуке!