Что такое дух?

Реклама

Дух (греческое nous, pneuma; латинское spiritus, mens; немецкое Geist; французскоеesprit; английское mind, spirit) —философское понятие, означающее невещественное начало, в отличие от материального, природного начала. Бестелесное существо: обитатель невещественного, а существенного мира; бесплотный житель недоступного нам духовного мира. Относя слово это к человеку, иные разумеют душу его, иные же видят в душе только то, что дает жизнь плоти, а в духе высшую искру Божества, ум и волю, или же стремленье к небесному.

Слово «дух» имеет много понятий (см. подробнее в конце этой статьи):

1) высшая способность человека, позволяющая ему стать источником смыслополагания, личностного самоопределения, осмысленного преображения действительности; открывающая возможность дополнить природную основу индивидуального и общественного бытия миром моральных, культурных и религиозных ценностей; играющая роль руководящего и сосредотачивающего принципа для других способностей души;

2) сверхприродная, правящая миром сила, к которой человек может быть активно или пассивно причастен;

3) внутренняя сущность, смысл (в выражениях типа «дух законов» или противопоставлениях типа «буква — дух»).

Понятие «дух» не так жестко связано с рационально-познавательными способностями, как понятия «разум» и «рассудок»; в отличие от «интеллекта», «дух», как правило, соотносится со своим персонифицированным носителем, с «лицом»; в отличие от «души» — акцентирует объективную значимость своего содержания и его относительную независимость от стихии эмоциональных переживаний; в отличие от «воли» — на первый план выдвигает созерцания и смыслы, которые могут определять действия, а не акт свободного выбора; в отличие от «сознания» — фиксирует не столько дистанцию между Я и его эмпирическим наполнением, сколько их живую связь; в отличие от «ментальности» — не включает в себя несознаваемые механизмы традиционных и повседневных реакций и установок. В зависимости от идейного контекста дух может противопоставляться (как оппозиция или как альтернатива) природе, жизни, материи, утилитарной необходимости, практической активности и т. д.

Понятие «дух» в античной и средневековой философии

Концептуальное, понятийное и терминологическое оформление дух получает в античной философии. Со временем доминировать стали понятия «нус» и «пневма». Понятие «нус», которое в ряду ментальных терминов означало «ум», «образ мыслей», «умственное созерцание» — и этим отличалось от терминов с перевесом психологического (псюхе, тюмос), экзистенциального (софия, гносис) и дискурсивного (логос, дианойа, диалектикэ) значения, — у древнегреческого философа Анаксагора стало означать мировой разум, цель космической динамики и организующе-различающую силу. В философии Платона, Аристотеля и неоплатоников дух как мироправящая сила обозначается термином «нус» и помещается в многослойную онтологическую иерархию: нус объединяет собой идеальные формы-эйдосы, внедряется через них в стихию мировой души-психеи и образует через нее мировую материю в космический организм. У Платона и неоплатоников нус порожден высшим принципом, невыразимым и непостижимым «благом», к которому нус тяготеет. У Аристотеля нус — высший уровень бытия, бог, который мыслит сам себя и тем творит мир.

Термин «пневма» (как и латинский аналог «спиритус») первоначально означал «воздух» или «дыхание». Довольно рано он приобретает психологическое и космологическое значение. Стоицизм понимает пневму как огненно-воздушную субстанцию, которая в виде эфира пронизывает мир, расслабляясь в материальных объектах и концентрируясь в «семенных логосах»: таким образом, пневма выполняет и роль мировой души как оживляющее начало, и роль духа как правящее начало. Неоплатонизм также использует понятие «пневма», описывая проникновения духа в низшие сферы бытия: дух и душа обволакиваются пневмой и через нее контактируют с материей.

Христианское понимание духа

Генезис христианского понимания духа восходит к эллинистическому религиозному синкретизму. В Септуагинте словами «пневма теу» передается еврейское понятие «руах элохим», Дух Божий (Бытие, I:2), что открывает возможность многообразных сближений эллинского и библейского богословия. Иудейско-эллинистический религиозный философ Филон Александрийский также именовал пневмой и высшее начало в человеке, и исходящую от Бога мудрость. Евангельское учение о Святом Духе становится основой для понимания духа как одной из ипостасей Троицы. В Троице дух является источником божественной любви и животворящей силы. Бог есть дух (Иоанн, 4:24), но в то же время существует и злая духовность. Очевидна резкая граница, отделяющая античное понимание духа как высшей внутрикосмической силы, от патристического и средневекового христианского понимания духа как сущности, запредельной тварному миру, но деятельно присутствующей в мире и преображающей его.

Понятия «дух» в философии нового времени

Философия Ренессанса потеряла интерес к средневековой пневматологии и возвратилась к эллинистическим интуициямдуха, понимая его как разлитую во Вселенной жизненную силу. В рамках возрожденческого натуралистическогопантеизма и оккультной натурфилософии нашла себе место и учение античных медиков о «spiritus vitales», жизненном духе, локализованном в теле и сообщающем ему витальную энергию.

В 17-18 веках произошла кристаллизация новых тем, связанных с проблемой духа: это темы духовной субстанции и структуры познавательных способностей. Дух как субстанция выполняет теперь и роль онтологической основы универсума (сродни «нус»), и роль основания связи субъективного разума и объективной действительности. Характерно категоричное размежевание духа и материи как замкнутых в себе, не имеющих точек соприкосновения субстанций и в то же время объединение в измерении духовной субстанции таких ментальных способностей, как ощущение, переживание, стремление, воля (сродни в этом отношении понятия cogitare Рене Декарта, mens нидерландский философа и пантеиста Спинозы, spiritus Готфрида Вильгельма Лейбница, esprit Лейбница и Гельвеция, mind английских эмпириков). Так, по Декарту духовная субстанция (res cogitans) и материальная (res extensa) не имеют ничего общего, но внутри себя воспроизводят различие высшего и низшего, простого и сложного, которое старая метафизика обычно распределяла между духом и материей.

В рамках рационализма возникла проблема координации духа и материи, которая вынуждала апеллировать непосредственно к Богу — создателю «предустановленной гармонии», поскольку дух как субстанция оказывался своего рода безличной «духовной машиной». В традиции эмпиризма дух лишается субстанциальности и сводится к единичным состояниям души. Согласно английскому философу и основателю либерализма Джону Локку, дух есть нечто, способное мыслить, но построить на этом основании ясную идею субстанции духа, как и субстанции тела, невозможно, поскольку мы имеем дело лишь с предполагаемым субстратом действий, которые мы испытываем внутри себя, каковы мышление, знание, сомнение, сила движения и так далее. Английский философ, епископ в Клойне (Ирландия) Джордж Беркли, однако, перевернул этот аргумент, поскольку обнаружил в самом факте восприятия асимметричность духа и его содержания. По мысли Беркли, кроме «идей» (то есть любых предметов восприятия), есть «познающее деятельное существо то, что я называю умом, духом, душой или мной самим», это — «вещь, совершенно отличная от идей»; «дух есть простое, нераздельное, деятельное существо; как воспринимающее идеи, оно именуется умом; как производящее их или иным способом действующее над ними — волей».

Поскольку все вещи Вселенной «либо вовсе не существуют, либо существуют в уме какого-либо вечного духа», то «нет иной субстанции, кроме духа». Шотландский философ, историк и экономист Дэвид Юм, в свою очередь, перевернул это понятие духа, демонтируя принцип самотождественности Я: «Сущность духа (mind) также неизвестна нам, как и сущность внешних тел, и равным образом невозможно образовать какое-либо представление о силах и качествах духа иначе как с помощью тщательных и точных экспериментов…». Монадология Лейбница дает другую модель соотношения духа и мира: критикуя представления о «едином всеобщем духе», Лейбниц полагает, что неразумно допускать существование одного духа и одного страдательного начала, вещества; принцип совершенства требует допущения между ними бесконечно многих промежуточных ступеней, каковыми и являются индивидуальные души-монады, воспроизводящие всеобщий дух на свой неповторимый лад.

Немецкая философия эпохи Просвещения, обозначая понятие «дух», начинает отдавать предпочтение немецкому слову «гайст» (Geist). Мартин Лютер перевёл словом «Geist» евангельское понятия «пневма». У Беме «Geist» уже носило значение глубинной силы души, придающей ей форму и имеющей соответствие в макрокосме в виде души в оболочке духа. Просвещение, начиная с вольфианцев, интеллектуализирует «Geist», понимая его как дух, выражающий себя в мыслях. «Geist» сближается с «Vernunft» (разум), каковое понятие предпочитал и Иммануил Кант. Однако мистическиемотивы понятия «Geist» сохранились в послекантовской спекулятивной философии, у Иоганн Вольфганг Гете и романтиков.

Кант ограничил сферу употребления понятия дух («Geist») областью эстетики, где дух определяется как «оживляющий принцип в душе» и «способность изображения эстетических идей» (пар. 49 «Критики способности суждения»), и областью антропологии, где, в частности, различал духовные силы, осуществляемые разумом, и душевные силы, осуществляемые рассудком (см., например, «Метафизика нравов», II, пар. 19). Критически относился Кант и к просветительской рационализации духа, и к его оккультной мистификации. Своим трансцендентальным методом он радикально изменил саму проблему, разделив традиционый для метафизики универсум сверхчувственного единства на три автономные царства — природы, свободы и целесообразности, которые уже не могли суммироваться отвлеченным понятием «дух».

В свете кантовских открытий Иоганн Готлиб Фихте, Георг Вильгельм Фридрих Гегель и Фридрих Вильгельм Шеллинг дали новую трактовку духу. Все конечные феномены духа находят свой смысл в Абсолютном духе. Абсолютный дух — это не объект, а процесс сверхэмпирической истории, в ходе которого дух порождает себя. Абсолютный дух в своей истории отчуждается от себя (как от «Идеи») и, познавая отчужденный мир (как «Природу»), возвращается к себе (через историю человечества как «Абсолютный дух»). В результате абсолют приобретает конкретность и самосознание. Отвлеченные объективные идеи и эмпирическая субъективность человека, таким образом, суть лишь моменты в «биографии» абсолюта: чтобы стать истинным духом, он должен наполниться живым содержанием и придать ему форму вечности (шедевром изображения этого процесса остается гегелевская «Феноменология духа»).

Философия 19 века в целом (если не считать консервативный спиритуализм) оказалась оппозицией немецкому трансцендентализму. Понятие духа стало естественной мишенью для критики таких направлений, как позитивизм,марксизм, волюнтаризм. Но понятие «дух» осталось релевантным для мыслителей постромантического толка и для некоторых представителей философии жизни.

Проблема духа в философии 20 века

В 20 веке философия отнеслась к понятию «дух» более лояльно. Оппоненты в некоторых случаях переоткрыли его в рамках своих учений (например, версия немецкого философа, представителя марбургской школы неокантианства Эрнста Кассирера в неокантианстве, версия Карла Густава Юнга в психоанализе, версия Анри Бергсона в витализме, версия Макса Шелера в феноменологии, версия американского философа-идеалиста и писателя Джорджа Сантаяны и англо-американского математика, логика и философа, представителя неореализма Алфреда Норта Уайтхеда в неореализме). Философия культуры (особенно немецкая ветвь), строя цивилизационные модели, обнаружила его функциональность. Такие направления, как неотомизм, русская религиозная философия или итальянский неоспиритуализм (Бенедетто Кроче, Джованни Джентиле), нашли возможность реанимировать классические представления о духе в свете «неклассического» опыта современности. Персонализм, философия диалога, экзистенциализм в лице некоторых своих представителей (Эмманюэль Мунье, Мартин (Мардохай) Бубер, Карл Ясперс) активно использовали не только лексику традиционных учений о духе, но и их концептуальные схемы. В новейшей философии понятие «дух» непопулярно.(Профессор, доктор наук Александр Львович Доброхотов)

Дух в различных смыслах и переводе

I

1) В философии и религии (мышление, сознание; нематериальное начало) — spirit:

  • материя и дух — matter and spirit;
  • Святой дух — the Holy Spirit / Ghost;
  • человеческий дух — human spirit;
  • близкий по духу — spiritually close [-s].

2) (моральное состояние) spirit, courage, heart:

  • падать духом — lose [lu:z] courage / heart, become despondent;
  • упадок духа — low spirits (множественное число); despondency;
  • упавший духом — dispirited, despondent;
  • собраться с духом — take heart, pluck up one’s courage / heart / spirit; pluck up one’s spirits;
  • поднимать дух (родительный падеж) — stiffen the spirit (of), infuse courage (into); присутствие духа — presence of mind;
  • у него духу не хватает (+ инфинитив) — he doesn’t have the heart / courage (+ to инфинитив).

3) (родительный падеж; суть, общий смысл чего-либо) spirit:

  • дух закона — spirit of the law;
  • дух времени — the spirit of the age / times;
  • продолжайте в том же духе — continue in the same spirit, continue on the same lines;
  • что-то в этом духе — something of the sort / kind;
  • в том духе, что … — in the vein that …

4) (призрак) spectre, ghost, spirit

  • злой дух — evil spirit;
  • быть в духе — be in good / high spirits;
  • быть не в духе — be out of spirits, be in low spirits, be out of humour;
  • расположение духа — mood, humour, temper;
  • не в моём духе — ≈ it is not my cup of tea (идиоматическое выражение);
  • нищие духом — the poor in spirit;
  • питаться святым духом (иронически) — ≈ live on thin air

II

1) (разговорное) (дыхание) breath [breθ]:

  • переводить дух — take breath;
  • одним духом — at one go, at a stretch; in one breath;
  • у него дух захватывает — it takes his breath away.

2) (разговорное) (воздух) air:

  • лесной дух — balmy air of woods;
  • дух свободы — air of freedom.

3) (просторечное) (запах) smell:

  • во весь дух, что есть духу — at full speed, impetuously;
  • из него и дух вон (фольклор) — he gave up the ghost;
  • испустить дух — die; give up the ghost;
  • чтобы духу твоего здесь не было! (разговорное) — never set foot here any more!;
  • на дух не переносить кого-либо — not to be able to stand / stomach [‘stʌmək] smb о нём;
  • ни слуху ни духу — nothing is heard of him.

III

На духу — at confession;

Как на духу (разговорное) — without consealing anything; as if confessing to a priest; (при выражении заверения) ≈ God is my witness!

IV

(В военном деле, разговорное) — душман.

V

1) (ум, воля человеческая, стремление к небесному) spirit; (в разных значениях) (немецкое) Geist:

  • гореть [пламенеть] духом (библейское выражение) — to be fervent in the spirit:
  • нищие духом (библейское выражение) — poor in spirit.

2) (бестелесное существо, обитель духовного мира) ghost, the spirit:

  • бесовский дух — demon spirit;
  • вызвать дух — to raise a ghost;
  • добрый дух — calod(a)emon, a good spirit;
  • дух Божий — the Spirit of God;
  • дух нечистый — an evil spirit, the unclean spirit;
  • дух хранитель — guardian spirit;
  • дух Христов — the Spirit of Christ;
  • жить по Духу — to live according to the Spirit;
  • злой дух — malignant demon, cacod(a)emon;
  • злые духи (библейское выражение) — evil spirits;
  • И духови твоему! — And to thy Spirit! And with thy Spirit!;
  • изгнать духов (библейское выражение) — to cast out the spirits;
  • испустить дух — to give up the ghost;
  • различение духов (библейское выражение) — discernment of spirits

VI

(разум вне человека) outsoul.

VII

  • — бунтарский дух;
  • — всеобщий дух;
  • — животворящий дух;
  • — злой дух;
  • — кастовый дух;
  • — коллективный дух;
  • — мировой дух;
  • — национальный дух;
  • — дух времени;
  • — дух коллективизма;
  • — дух соперничества

VIII

В физике, в оптике: ghost, ghost line

  • — длинноволновый дух;
  • — коротковолновый дух;
  • — дух Лаймана;
  • — репараметризационный дух;
  • — дух Роуланда;
  • — спектральный дух;
  • — духи Фаддеева — Попова.

Литература о Духе

  • Лосе А. Ф. История античной эстетики, т. 4. Аристотель и поздняя классика. М., 1975, с. 28—78, т. 8.;
  • Итоги тысячелетнего развития, кн. 1, с. 541—569, кн. 2, с. 298—302;
  • Савельева О. М. Содержание понятия “нус” в греческой литературе VII—VI вв. до н. э. — В кн.: Из истории античной культуры. М., 1976, с. 30 — 40;
  • Мотрошилова Н. В. Путь Гегеля к “Науке логики”. М., 1984;
  • Пиама Павловна Гайденко. Диалектика “теокосмического всеединства”. — В книге: Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987, с. 48 — 117;
  • Киссель М. А. Диалектика как логика философии духа (Бенедетто Кроче — Джованни Джентиле — Робин Джордж Коллингвуд). — Там же, с. 119 — 53;
  • Быкова М. Ф., Кричевский А. В. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля. М., 1993;
  • Юрий Сергеевич Степанов. Константы, Словарь русской культуры. М., 1997, с. 570 — 573;
  • Георгий Петрович Федотов. О Святом Духе в природе и культуре. — Собрание сочинений в 12 томах, т. 2. М., 1998, с. 232 — 44;
  • Class G. Untersuchungen zur Phänomenologie und Ontologie des menschlichen Geistes. Lpz., 1896;
  • Noesgen K. F. Das Wesen und Wirken des Heiligen Geistes, Bd. 1-2. В., 1905-1907;
  • Dreyer H. Der Begriff Geist in der deutschen Philosophie von Kant bis Hegel. B., 1908;
  • Brentano Fr. Aristoteles Lehre vom Ursprung des menschlichen Geistes. Lpz., 1911;
  • Leisesang H. Pneuma Hagion. Lpz., 1922;
  • Hechsler E. Esprit und Geist. Bielefeld, 1927;
  • Rothacker E. Logik und Systematik der Geisteswissenschaften. Münch., 1927;
  • NoUenius F. Materie, Psyche, Geist. Lpz., 1934;
  • Glockner H. Das Abenteuer des Geistes. Stuttg., 1938;
  • Armstrong A. H. The Architecture of the Intelligible Universe in the Philosophy ofPlotinus. Cambr., 1940;
  • Ryle G. The Concept of Mind. L., 1949;
  • Hildebrand R. Geist. Tub., 1966.

Реклама




Поделитесь с друзьями!