Художник Кондратенко Гавриил Павлович (1854-1924).

Реклама

Лишь запах чабреца, сухой и горьковатый,
Повеял на меня — и этот сонный Крым,
И этот кипарис, и этот дом, прижатый
К поверхности горы, слились навеки с ним.

Николай Заболоцкий


Дворец в Алупке. 1880-1890
40,2х45,2 Холст, масло.


Алупка. Дворец. Терраса
холст, масло 60 х 50 см
Воронцовский дворец, Алупка



яяя (300x396, 38Kb)Гавриил Павлович Кондратенко родился в 21 марта 1854 года в селе Павло-Куракино Городищевского уезда Пензенской губернии. Первоначальное образование получил в Сердобском уездном училище. Уже здесь Кондратенко начал делать первые шаги в искусстве: его рисунки — пока неумелые, робкие — уже многое обещали: они были выразительны, несли в себе опыт юного человека, неравнодушного к окружающему миру. Существование в Сердобске, совсем не праздничное, оставило след в жизни будущего живописца. Гавриил с благодарностью вспоминал людей, поддержавших его в то время.

Дальнейшее обучение Кондратенко продолжил в Харьковской школе М.Д. Ивановой-Раевской. Окончив ее в 1873 году, он становится вольноприходящим учеником Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

В начале творческого пути Гавриил Павлович занимался исторической живописью — его взял к себе в мастерскую К.Ф. Гун. Со смертью учителя, которую благодарный ученик воспринял как личную потерю, Кондратенко стал учеником натурного класса по пейзажной живописи — его вел барон М.К. Клодт. Время обучения Кондратенко в Академии художеств было достаточно плодотворным для него. В 1877 и 1879 годах он получает две первых серебряных медали, в 1880 году художник удостаивается еще двух серебряных медалей.

В 1882 году художник успешно заканчивает Академию художеств: совет Академии награждает выпускника малой золотой медалью и присваивает ему звание классного художника второй степени за исполненную им для конкурса работу «Ночь в Бахчисарае.»

«Окончив классы», Кондратенко уезжает путешествовать: Крым, Кавказ, другие уголки России — маршрут его поездок. Уроженец средней полосы России, Кондратенко был потрясен южными «лунными ночами», столь непохожими на те, к которым он привык. Он с интересом пишет эти «ночи», отрабатывая эффекты, возникающие при лунном освещении. К этому времени относится написание многих красочных видов в стиле «экзотического» пейзажа.

Во время одной из поездок в Крым в 1880-е годы у художника произошла встреча, которая на долгое время определила его жизнь. Кондратенко, человек неравнодушный, случайно встретил в Севастополе нищую женщину. Ее облик, в котором сочеталось благородство и крайняя униженность, поразил его воображение. Скоро он выяснил, что несчастная в прошлом была сестрой милосердия. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов она, рискуя жизнью, спасала раненых бойцов. Но вот закончилась война — и вместе со своими подругами, тоже сестрами милосердия, женщина оказалась без средств к существованию.

Возвратившись в Санкт-Петербург, Кондратенко, потрясенный увиденным, тут же прибег ко всем имеющимся в его распоряжении знакомствам и организовал благотворительную выставку — в пользу сестер милосердия. Итогом его дальнейших «стараний» стала созданная в 1882 году новая организация — «Санкт-Петербургский попечительский комитет о сестрах Красного креста». Позднее попечительский комитет стала курировать принцесса Евгения Максимилиановна Ольденбургская, внучка императора Николая I. В честь ее небесной покровительницы, святой Евгении, организация позднее получила название «Община святой Евгении».

В 1900-х годах Кондратенко принимает активное участие в организации строительства храма Святой Ольги в селе Выбуты. По инициативе художника проходят благотворительные выставки, и благодаря щедрым пожертвованиям храм был выстроен — правда, в городе Киеве.

В настоящее время работы мастера представлены в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее и во многих других государственных и частных коллекциях России, Белоруссии и Украины.

* * *

Где серой тучею над уровнем долин
Надвинулся Ай-Петри исполин,
В тени платанов, роз и лавров,
Которые сплелись в чарующий венец,
Подобие Альгамбры древних мавров, —
Белеет сказочный дворец.

Над входной аркою арабской тонкой вязью
Начертаны слова — входящему привет.
Все дышит здесь таинственною связью
С волшебным вымыслом и былью дальних лет.
ОЛЬГА ЧЮМИНА
1898-1902


Алупка. Дворец
холст, масло 67×50 см
Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник


Алупка. Дворец
холст, масло 50×66,5 см
Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник

* * *

Но тих и пуст дворец, как пышный мавзолей,
Повсюду плющ обвил чугунные решетки,
И лунные лучи, задумчивы и кротки,
Скользят, как призраки в безмолвии аллей.
ОЛЬГА ЧЮМИНА
1898-1902


«Алупка. Дворец»
Холст, масло. 67 x 50 см
Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник


«Парк в Алупке»
Холст, масло
Частное собрание

* * *

В рощах ненаглядных
здесь чертог пред вами,
Камень стен громадных
Весь увит цветами:
По столбам всбегают,
По карнизам вьются,
Мрамор обнимают,
К позолоте жмутся;
Расстилаясь тканью,
Съединяя краски,
Расточют зданью
Женственные ласки.
Ласки, пав на камень,
Пропадают даром:
Из него жар-пламень
Выбьешь лишь ударом.
Так-то и на свете
Меж людми ведется:
Прелесь в пышном цвете
Часто к камню жмется;
Цвет, что всех милее,
Нежен к истукану;
Ластится лилея
К пню или чурбану.


Тут хоть камень глаже
Щеголя причесан:
Там — посмотришь — даже
Пень тот неотесан.
ВЛАДИМИР БЕНЕДИКТОВ


«Окраина Алупкинского парка. Аллея»
Холст, масло. 67.3 x 50 см
Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник


«Крым. Вид Воронцовского парка» 1880-е
Фанера, масло. 46.8 x 34.5 см
Частное собрание


«Вид Воронцовского парка. Цветущие деревья» 1880-е
Фанера, масло. 46.5 x 34.5 см
Частное собрание


«Вид с пальмой»


«Дворец в Крыму» 1895
Бумага, акварель
Частное собрание

Где подступает к морю сад,
Я знаю грот уединенный:
Там шепчет дремлющий каскад,
Там пруд недвижим полусонный.

Там дышат лавры и миндаль
При набежавшем тихом ветре,
А сзади, закрывая даль,
Уходит в небо пик Ай-Петри.
ВАЛЕРИЙ БРЮСОВ


Вид Алупки 1890-е
Холст масло 345×468
Частное собрание


«Дорога в Алупку»


«Крымский пейзаж»


Берег моря. Крым
дерево, масло 35 ×46,5 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


«Крым. Вид на море» 1900-е
Холст, масло. 70.5 x 97.5 см
Частное собрание


«Крым. Старая ротонда» 1890-е
Холст, масло. 35.5 x 52.5 см
Частное собрание


«Лесные дали»

Кипарис — не дерево:
Человечек вдовый.
Сколько ни вымеривай
Моря, — хватит вдоволь.
Камни стали хрупкими,
Кисленьким — вино.
Ялтами, Алупками
Все заселено.
Владимир Нарбут. Крым


Весна в Крыму. Вид на Ай-Петри 1880-е
фанера, масло 46,5 ×34 см
Частное собрание


Вид на Ай-Петри 1900-е
фанера, масло 46,6 × 34,4 см
Частное собрание


Крым Вид на гору Ай Петри 1890-е
Дерево масло 56 х 355


Пейзаж с Ай-Петри
холст, масло 67,3 ×50 см
Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник


Папоротники
холст, масло 68 ×52 см
Нижегородский государственный художественный музей


Крымский пейзаж
холст, масло 67×50,5 см
Частное собрание


Морской пейзаж. Крымский берег
холст, масло 67×39 см
Частное собрание


«В старом парке» 1880-е
Холст, масло. 141 x 113 см
Частное собрание


Старый дуб 1920
Доска масло 47х35
Частное собрание


Крымский пейзаж с кипарисами
Картон масло 92 x 232
Частное собрание


«Крымский пейзаж с саклей» 1910-е
Холст, масло. 58.5 x 88 см
Частное собрание


Пляж
холст, масло
Частное собрание


Вид Гурзуфа 1901
98×68 Частное собрание


Русская эскадра
холст, масло 67,5 ×111 см
Частное собрание


«Залив»
Дерево, масло. 23.5 x 37 см
Частное собрание


«Морской берег с парусником»
Дерево, масло. 25.3 x 38 см
Частное собрание


Ласточкино гнездо 1890
холст, масло 64 х 102 см
Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник


«Морской прибой»
Начало XX века
Холст, масло
Частное собрание


«Штормит»
Холст, масло
Частное собрание


Лунная ночь 1887
Частное собрание


Лунная ночь
холст, масло
Закарпатская картинная галерея, Ужгород


Лунная ночь в горах» 1881
Холст, масло. 50 x 62 см
Северо-Осетинский республиканский художественный музей им. М.С.Туганова


«При лунном свете» 1895
Гравюра с картины Г.П. Кондратенко (гравировал М. Рашевский). Из журнала «Нива», 1895


Ночь в Бахчисарае 1886
холст, масло 65 ×51 см
Государственный центральный музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Москва


«Скалы Нижней Ореанды» 1900-е
34,5х46,5 Дерево, масло


Пейзаж


Озеро
623 х 98


Ночной Севастополь. После Крымской войны. 1880-е


Старый каменный мост Гелос


Пышный пейзаж Гелос


Остров Капри около 1900
холст, масло 40,1× 64,2 см
Частное собрание


Этна Сицилия Открытка


Везувий 1897
Холст масло 645 x 96
Омск


«У моря. Вид на Везувий»
Фанера, масло. 34.5 x 46.6 см
Частное собрание


«Развалины. Старая крепость» 1890-е
Картон, масло. 35.8 x 54 см
Частное собрание


Руины старого замка
холст, масло 63×94 см
Художественный музей, Горловка

О картинах «Руины старого замка» и «Развалины. Старая крепость» читать ЗДЕСЬ


Натюрморт с васильками 1900-е
холст, масло 50,2 х 60,7 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва


Белые грибы
картон, масло 20,2×16,2 см
Николаевский художественный музей

Реклама




Поделитесь с друзьями!