Жизнь и смерть любимой балерины Сталина Ольги Лепешинской

Реклама

Её жизнь полна противоречий: дворянка по рождению, она была убеждённой комсомолкой и коммунисткой, одинаково страстно танцевала как на лучших сценах, так и на фронтовой передовой перед солдатами. Ей пришлось пережить арест второго мужа, а когда из жизни ушёл третий — она ослепла. А ещё Ольгу Лепешинскую считали фавориткой Сталина, приписывали ей роман с вождём. В день рождения талантливой балерины, 28 сентября, мы расскажем о её невероятной жизни и загадке, которую она оставила после смерти.

Ольга Лепешинская: жизнь и смерть любимой балерины Сталина

Её называли «Лёшка», и она мечтала строить мосты

Сама Лепешинская всегда говорила, что ей нужно было родиться мальчишкой. С детства — никаких кукол, все игры — вместе с дворовыми чумазыми друзьями, по деревьям и заборам лазила не хуже, чем они, и получила прозвище «Лёшка». Ну да, ей нравилось танцевать. Но становиться балериной? Ещё чего! Она будет строить мосты, как папа! Когда мама робко предложила записать девочку в хореографическую студию, инженер Василий Лепешинский только усмехнулся: ну да, и все вокруг будут говорить — мол, у Лепешинских две дочки, одна умная, а другая балерина.

Ольга Лепешинская

РИА Новости

Коварное фуэте

И всё же мама тайком от отца однажды отвела Ольгу в балетную школу. Правда, из этой затеи сначала ничего не вышло: конкурентки оказались слишком сильными. А Оля решила: её не приняли из-за волос! Вон какие гладкие причёски у всех балерин, а у неё какие-то несерьёзные кудряшки… Впрочем, её поставили первой в резервный список, и скоро, когда одна из поступивших девочек выбыла из-за болезни, Лепешинская заняла её место. Занятия увлекли её, она очень старалась и скоро стала считаться одной из лучших учениц. 

Правда, поначалу девочке не удавалось фуэте. Она раз за разом, едва начиная кружиться на одной ноге, теряла равновесие. 

Но здесь помогла мама: достаточно было сунуть сторожу балетной школы мелкую «взятку» — пачку папирос, и он пускал их в балетную школу поздно вечером, после закрытия. И Оля могла сколько угодно репетировать, начертив предварительно мелом круг, за который нельзя «вываливаться». Начав с шести фуэте, скоро она уже легко крутила 64! И за короткое время переместилась в классе у балетного станка с последнего места на самое первое, как явный лидер.

Прима-балерина

После окончания хореографического училища Лепешинскую приняли в Большой театр. Да не в кордебалет, а сразу солисткой! Это была сенсация: обычно юные выпускницы годами томились на вторых ролях, прежде чем получали главную партию. А талант Лепешинской оказался настолько явным и ярким, что руководители театра не захотели ждать, пока она наберётся опыта, и сразу утвердили её на главную роль в балете «Тщетная предосторожность». Потом девушку ввели в «Три толстяка» — она танцевала Суок. Спустя пару лет уже знаменитая Лепешинская исполняла роль Авроры в «Спящей красавице», — даже несмотря на то, что её чёрные кудри, тёмные глаза и неукротимый темперамент не очень-то сочетались с этим образом. Впрочем, именно за этот темперамент, жизнелюбие, живость её любили и зрители, и критики.

Ольга Лепешинская

РИА Новости

Отказалась от «Лебединого озера»

Скоро Ольга «доросла» до роли, о которой мечтает каждая балерина: ей доверили танцевать Одетту-Одиллию в «Лебедином озере». Партнёром молодой балерины был непревзойдённый Асаф Мессерер. Лепешинская несколько раз вышла на сцену в этой роли. А потом внезапно отказалась от неё! Объяснила балерина свой поступок тем, что характер не позволяет ей почувствовать себя героиней, а значит, исполнение не будет идеальным, а танцевать «без души» — это не для неё. 

Дворянка-коммунистка

Балетное мастерство, весёлый нрав и лёгкие виртуозные прыжки скоро сделали Лепешинскую любимой балериной Сталина. Он часто приходил на её спектакли и даже придумал для Ольги прозвище — «Стрекоза». В 25 лет она была удостоена Сталинской премии. Надо сказать, хоть Ольга и родилась в семье потомственного дворянина, она сильно отличалась от своих родных: уже в девять лет начала регулярно читать «Комсомольскую правду» (чего не делал в семье больше никто), горячо обличала родных за то, что они происходят из «класса угнетателей». А однажды, когда мама попыталась украсить её платье кружевом, оставшимся от бабушки, Ольга закатила настоящий скандал. Повзрослев, она вступила в комсомол и вела активную общественную работу, стала даже депутатом Моссовета — в 23 года! 

Ольга Лепешинская

РИА Новости

Фуэте на передовой

Когда началась Великая Отечественная война, девушка сразу потребовала отправить её на фронт. Для начала её определили на курсы медсестёр. Но балерина оказалась слишком чувствительной для такой работы: при виде страшных ран, полученных солдатами, она бледнела и теряла сознание. Тогда она стала помогать бойцам по-другому: выступала на перроне с пламенными речами перед отправкой фронтовых поездов. 

А однажды услышала из толпы: «Лучше бы станцевала!».

И она станцевала — да так, что все ахнули, вложив в своё выступление столько, сколько никогда не вкладывала на сцене. С тех пор, поняв, что нужно делать для фронта то, что умеешь лучше всего, Ольга стала частым гостем на передовой: она поднимала боевой дух солдат, исполняя для них всё подряд, от цыганочки и лезгинки до классических партий. Пришлось надолго забыть о гладкой удобной сцене: балерина танцевала на сырой земле и камнях, на песке и посреди мазутных луж… 

За одну поездку порой изнашивалось 12 пар пуантов. Но она была счастлива: ведь она была нужна этим отважным людям, каждый день идущим в бой.

Так она проехала вслед за армией через всю страну, а потом выступала в странах Европы, которые освобождали наши войска. Навсегда ей запомнился концерт в Варшаве, только что избавленной от фашистов: зрители плакали, любуясь грациозными движениями танцовщиков, и артисты на сцене тоже не могли сдержать слёз. 

Второго мужа арестовали, после смерти третьего она ослепла

Великая балерина трижды была замужем. Первым мужем стал одесский режиссёр Илья Трауберг, но они расстались ещё до войны. Леонид Райхман, её второй муж, был генерал-лейтенантом МГБ. Его арестовали в 1951-м, прямо на улице. Допрашивали и Ольгу, но отпустили. Через год освободили и Райхмана, но он, опасаясь испортить карьеру Лепешинской, к ней не вернулся.

Знакомство с генералом Алексеем Антоновым было романтичным: Ольга попала под дождь, Алексей подвёз её до дома на своей машине. 

И влюбился. Они прожили вместе семь лет, и это время стало для Ольги самым счастливым. Но в 1962 году муж неожиданно умер. В тот день для Лепешинской в прямом смысле слова померкло солнце: она ослепла, не в силах перенести горе. Зрение начало восстанавливаться только через месяц. Но на сцену она больше не выходила.

Роман со Сталиным?

Поговаривали о связи Лепешинской с самим Сталиным. Рассказывали, как вождь по 15 раз приезжает на один и тот же спектакль с её участием, как уходит сразу после партии Ольги, как подвозит её домой и остаётся в квартире два-три часа… Впрочем, никаких подтверждений этому роману нет. Возможно, Сталин просто высоко ценил её как балерину.

Ольга Лепешинская

РИА Новости

Загадки завещания

После смерти третьего мужа Ольгу направили лечиться в Италию. Вернувшись потом в Москву, Лепешинская сделала ещё одну попытку остаться в балете: по приглашению Галины Улановой станцевала в «Вальпургиевой ночи». Но это была последняя попытка: она поняла, что в её танце больше нет той лёгкости и озорства, которые любили в ней зрители. Она много преподавала, учила танцевать и в России, и в десятках европейских городов. Дожила до очень почтенных лет — её не стало в 2008 году, ей было 93 года. 

После смерти балерины разразился скандал с её наследством. 

Оказалось, что завещание написано в пользу бывшего сотрудника спецслужб, с которым Лепешинская познакомилась незадолго до смерти. Рассказывали, что Вячеслав Борульник в последние месяцы много помогал ей, приносил продукты и лекарства. Однако расследование прокуратуры не обнаружило никаких нарушений. Борульник передал некоторые вещи балерины в музей: её фотографии, записные книжки, детские альбомы, любимые вещи… И всё же для истинных поклонников балета гораздо дороже — те немногие сохранившиеся кадры, на которых можно увидеть живую Лепешинскую, молодую и полную радости, лёгкую и невесомую «Стрекозу». 

Реклама